Мы в соцсетях:
   

Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии

Я познаю мир

Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии

Новости

Все новости

Траектория развития

«Адаптация ребёнка к детскому саду»

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду.  Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения:  чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания. Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к новой жизни.

Что такое адаптация? Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Дома ребёнок привык к определённому образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т.д. В детском саду большинство условий будут новыми для ребёнка, к ним ребёнку придётся приспосабливаться и привыкать.

В процессе приспособления (адаптации) поведение и реакции у ребёнка на многое могут резко поменяться:

- эмоциональное состояние (ребёнок много плачет, раздражается);

- нарушается аппетит (ребёнок ест меньше и реже, чем обычно);

- нарушается сон (ребёнок не может заснуть, сон кратковременный, прерывистый);

-утрачиваются приобретённые навыки (малыш может вернуться к соске или перестать проситься на горшок, речь может затормозиться);

- в период адаптации дети нередко заболевают (это связано и с психическим напряжением, и с тем, что ребёнок сталкивается с новыми вирусами).

Но эти изменения являются естественной реакцией на новые условия жизни, поэтому к ним нужно отнестись с пониманием. Для  ребёнка детский сад, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших психических затрат и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.   

А привыкание к детскому саду у всех происходит по-разному, это во многом определяется индивидуально-личностными особенностями малыша: типом его нервной системы, степенью общительности и доброжелательности, уравновешенности, наличием/отсутствием привычки выполнять требования взрослых, сформированностью навыков самообслуживания и т.д. При лёгкой адаптации поведение детей нормализуется в течение месяца. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней. Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается. При средней степени адаптации дети привыкают к садику дольше, до 2-3 месяцев. При тяжёлой адаптации срок привыкания может продлиться до 6 месяцев и даже больше.

Чтобы облегчить малышу процесс адаптации, необходимо обеспечить плавное вхождение в новые условия – и поначалу приводить ребёнка всего на 2 часа; через несколько дней, когда эмоциональное состояние ребёнка и другие показатели адаптации в детском саду стабилизируются – оставлять до обеда. Позже начать оставлять и на дневной сон, и на полный день. Время пребывания ребёнка в детском саду индивидуально, определяется воспитателями на основе наблюдений за ребёнком. В период адаптации воспитатели, по мере своих сил и возможностей, стараются обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку, дать максимум ласки и заботы. На первых этапах вхождения ребёнка в условия детского сада воспитатели стремятся получить как можно больше информации о новых детях – об их особенностях и привычках – и учитывать их при взаимодействии с малышами. Поэтому не избегайте бесед с воспитателями о вашем ребёнке.

 

Кому адаптироваться легче? Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, гуляли возле садика, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребёнка к тому, какой его ждёт в саду. Для того чтобы легко встать утром, ложиться нужно не позже 20:30. Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не разговаривали об этом. Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам. В присутствии ребёнка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. В выходные дни не меняйте режим дня ребёнка. Не перегружайте малыша  в период адаптации. У него в жизни сейчас столько изменений, и лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему. Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте ребёнка, гладьте по голове, говорите ласковые слова.

 

Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка! Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру). Больше всего родитель и ребёнок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошёл спокойно? Главное правило таково: спокойна мама - спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и ещё больше расстраивается. Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребёнок расстаётся относительно спокойно, а другого никак не отпускает от себя, продолжая переживать после его ухода. Обязательно скажите, что вы придёте, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придёт после какого-то события, чем ждать её каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!

Чего нельзя делать ни в коем случае?

Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.

Нельзя пугать детским садом. Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным. Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребёнке. Это наводит малыша на мысль, что сад - это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдёт вообще. Когда речь идёт об адаптации ребёнка к саду, часто говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» почти всегда остаются родители, которые находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Они тоже остро нуждаются в помощи и почти никогда ее не получают. Часто мамы и папы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад - это момент отделения ребёнка от родителей, и это испытание для всех. Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И тогда скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!

 

Методические рекомендации для родителей по вопросам успешной социальной адаптации ребёнка.

Заинтересованность и помощь. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечёт за собой адекватную самооценку ребёнка, способствует успехам в учёбе и развитию в целом. Недостаточная родительская поддержка, наоборот, может привести к низкой самооценке ребёнка, плохой успеваемости в школе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому поведению.

Способность родителей слушать, понимать и сопереживать. Неспособность родителей к эмпатии (сопереживанию), отсутствие у них эмоциональной восприимчивости и понимания мыслей и чувств ребёнка могут привести к развитию равнодушия и у ребёнка. Уважение к ребёнку, общение родителей с ним способствуют установлению гармоничных отношений в семье. Любовь родителей и положительные эмоции в семейных отношениях связаны с близостью, привязанностью, любовью, восприимчивостью, члены семьи при этом проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость. Если же в семье преобладают отрицательные эмоции, то наблюдается холодность, враждебность, отторжение, что может привести: либо к преобладанию у ребёнка потребности в любви, либо к формированию у него замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким людям.

Признание и одобрение со стороны родителей.

Доверие к ребёнку. Недоверие к детям, как правило, свидетельствует о том,

что родители проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины. Неуверенные в себе родители  больше других склонны бояться за своих детей.

Отношение к ребёнку как к самостоятельному и взрослому человеку.

Руководство со стороны родителей. Наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении. Родители, не проявляющие гибкости в воспитании, отказываются пересматривать свои взгляды и менять точку зрения. Они нетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически и возлагают на детей неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту и развитию. Это подавляет развитие личности ребёнка, что, в итоге приводит к стрессовым ситуациям в отношениях между родителями и детьми.

Личный пример родителей. Способность подать хороший пример для подражания, следовать тем же принципам, которым учите детей.

Тесное сотрудничество со школой. Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или со специалистами.

 

Рекомендации родителям по адаптации к школе детей с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Процесс адаптации у детей с ограниченными возможностями здоровья более протяжённый. Он может продолжаться до полугода, а в некоторых случаях может быть и более длительным. Это, как правило, связано с тем, что у детей более медленно формируются новые навыки, необходимые как для адаптации и социализации, так и для обучения.

Школьная дезадаптация чаще всего проявляется в невозможности обучения ребёнка по программе в соответствии с его способностями, проблемах поведения, в конфликтных отношениях со сверстниками и педагогами, повышенного уровня тревожности. Все это повышает вероятность психосоматических заболеваний. Поэтому профилактика школьной дезадаптации - одна из важнейших задач, объединяющих учителей, школьного педагога-психолога и родителей.

Можно выделить основные причины, вызывающие у младших школьников трудности адаптации к школе:

  • Слабое развитие произвольности.
  • Недостаточное развитие у ребёнка внутренней учебной мотивации.
  • Подчинение новым для него правилам школьной жизни.
  • Общение с учителем.
  • Недостаточно развитие способности к взаимодействию с другими детьми.
  • Завышенные требования со стороны родителей.
  • Состояние здоровья и уровень физиологического развития.
  • Соматическая ослабленность детей.
  • Гиперактивность.
  • Нарушение эмоционально-волевой сферы.

Рекомендации родителям:

Развивайте внутреннюю мотивацию детей.

Для этого желательно:

  • предоставить ему свободу выбора;
  • максимально снять внешний контроль;
  • сделать возможным, чтобы интерес и радость были основными переживаниями школьника в процессе обучения;
  • учитывать запросы, интересы детей;
  • самый мощный стимул в обучении «Получилось!!!». Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учёбы. Нужно научить ребёнка разбираться в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребёнок смог самостоятельно их сделать. Если ребёнок, в каком то, виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти;
  • поддерживать веру в себя, ведь уверенность в себе и собственных силах способствует усилению внутренней мотивации.

Показывайте ребёнку, что его любят таким, каков он есть, а не за его достижения. Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребёнку, что  он хуже других. Отвечайте по возможности честно и терпеливо на  любые вопросы ребёнка. Не стесняйтесь подчёркивать, что вы им гордитесь. Всегда говорите ребёнку правду, даже когда вам это невыгодно. Оценивайте только поступки, а не самого ребёнка. Не добивайтесь успеха силой. Всегда выполняйте свои обещания, данные ребёнку. Будьте последовательны в своих действиях и требованиях. Признавайте право ребёнка на ошибки. Относитесь с пониманием к тому, что у ребёнка что-то не получается сразу, если родители верят в успех, спокойно и ровно относятся к своему ребёнку, то тем самым они помогают ему справиться со всеми трудностями. Чаще хвалите своих детей. Помните, ребёнок относится к себе так,  как относятся к нему взрослые. Иногда попробуйте ставить себя на место своего ребёнка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним. Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребёнком.

Проблема адаптации первоклассника к обучению в школе является одной из самых важных. От того, как ребёнок адаптируется к школе, насколько успешно пройдут его первые месяцы и первый год в образовательном учреждении, зависит не только успешность его обучения, но и способность к дальнейшему психическому, личностному и социальному развитию.

 

Источники:

http://ped-kopilka.ru/blogs/lyubov-nikolaevna-komova/konsultacija-dlja-roditelei-na-temu-trudovoe-vospitanie-v-seme/html

https://docviewer.yandex.ru/view/162528704

https://infourok.ru/adaptaciya-u-pervoklassnikov-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-rekomendacii-roditelyam-i-pedagogam-po-soprovozhdeniyu-pr-3270746.html

 

Стоит ли торопиться?

В наше время стало достаточно актуально и «модно» для родителей детей дошкольного возраста искусственно ускорять процесс развития своего ребёнка. Этому способствуют ускорение общих темпов жизни, возрастание ценности успеха, внимание к интеллектуальному развитию ребёнка при игнорировании его возрастной специфики. На первый взгляд данное форсирование развития ребёнка приносит только положительные результаты. Но так ли это? Давайте попробуем рассмотреть «другую сторону медали» данного явления, а именно обратимся к научным данным, которые предупреждают о возможных последствиях форсирования развития дошкольника.

Так, многие исследователи утверждают, что завышение требований к дошкольникам, превышение их возрастных возможностей, могут привести к ранней утрате учебной мотивации, разнообразным эмоциональным дисгармониям, возникновению защитных невротических реакций, перерастающих в устойчивые черты личности, «выученной беспомощности» и другим весьма неприятным последствиям. Также отмечается, что нагрузки, которые легко и безболезненно переносит младший школьник, в дошкольном возрасте могут стать причиной ухудшения зрения, появления спазмов руки, возникновения неврозов, падения веса. Ухудшение общего самочувствия, повышение заболеваемости и другие печальные явления возникают в результате игнорирования возрастной специфики при обучении дошкольников. Исследования последних лет показывают, что дети, с раннего возраста ориентированные на обучение и «раннее развитие», оказались менее творческими, менее уверенными в себе, более тревожными и напряженными.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что излишняя спешка, желание научить ребёнка раньше, быстрее сделать его самостоятельным и взрослым, могут нанести вред неокрепшему детскому организму.

Используемая литература:

  • Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю.. — М.: МГППУ, 2002. 
  • Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе.-М., 1987. (Как оценивать шестилетних детей: 60-66.)
  •  

Не забываем поиграть

Как многие из вас уже знают, одним из условий успешного обучения ребёнка является развитие произвольного, преднамеренного внимания, т.е. умение действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат. Что же такое – ВНИМАНИЕ? Внимание – это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на какой-либо объект. У малышей преобладает непроизвольное внимание, т.е. в сознании у них фиксируется то, что ярко, эмоционально, привлекательно. У вашего ребёнка уже необходимо формировать произвольное внимание. Его развитие во многом позволит облегчить процесс обучения в начальной школе, когда от ребёнка потребуется делать не то, что хочется, а то, что необходимо. Ниже представлены несколько простых игр и упражнений на развитие внимания у вашего ребёнка.

«Найди игрушку». Цель: развитие зрительного внимания, умения по описанию находить предметы. Задание: по описанию взрослого нужно найти игрушку (предмет), находящуюся в комнате. Если ребёнок выиграл, поменяйтесь ролями: пусть теперь он, не называя предмет, опишет его, а вы попробуете найти. «Найди отличие» Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях. Задание: ребенок рисует любую несложную картинку (дом, человечек и др.) и передаёт её взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребёнок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребёнок могут поменяться ролями.

«Чего не стало?» Цель: развитие зрительного внимания. Задание: перед ребёнком раскладывают несколько игрушек (от 5 до 10) или предметов (шахматные фигуры, костяшки домино, пуговиц и др.) и просят запомнить. Затем ребёнок отворачивается, а взрослый убирает один или несколько предметов. Повернувшись, ребёнок должен сказать, чего не стало.

Для того, чтобы ребёнок учился управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух, выполняя какое-то поручение или, самостоятельно играя, проговаривать порядок действий.

Использованный материал: интернет-ресурс.

Организация игрового пространства дома

Один из часто задаваемых вопросов – это как организовать пространство для игры дома. Здесь есть несколько ключевых правил, которые помогут детям легко и непринуждённо проводить время в своей комнате, а родителям – не тратить время на сборы игрушек.

 

Игровая среда должна быть скудной.

Только минимальная игровая среда может правильно и продуктивно развивать воображение ребёнка.

 

Все предметы должны быть функциональны.

Дети не способны комфортно существовать в захламленном пространстве, к тому же им гораздо проще поддерживать порядок в среде с небольшим количеством предметов, поэтому продумайте, к каким вещам у ребенка должен быть доступ в ближайшую неделю, а остальное спрячьте в шкафчиках повыше.

 

Выбор достаточный, но не избыточный

Ящики с игрушками размером с самого ребёнка скорее осложнят его выбор, чем поспособствуют развитию самостоятельности крохи. Для комфортного выбора, особенно для ребёнка дошкольного возраста, достаточно иметь до 3-4 вариантов за раз и периодически убирать одни наборы и доставать другие.

 

У каждой вещи в детской должно быть удобное место.

Зачастую ребёнку сложно поддерживать порядок, так как у вещей нет четко обозначенных мест и удобных емкостей для хранения. Для упрощения задачи уборки лучше для каждого набора иметь отдельную емкость для хранения. Главный принцип - легко понять, что внутри и легко поставить на место. Зоны для хранения лучше разделять по тематике: полка для творческих наборов, шкаф для одежды с отдельными корзинками для носков, белья, одеждой на вешалках, зона для развивающих наборов, игрушек.

 

Использованный материал:

Людмила Перченко / Наталья Днепровская Организация пространства как один из основных факторов грамотной домашней среды для ребёнка. 2020 г.

 

Воспитание без насилия

Человека делают человеком
светлые воспоминания детства.
Ф. М. Достоевский

Почему многие родители способны поднять руку на своего ребёнка? Побои – не метод воспитания. Пощёчинами и пинками морали не научишь, с их помощью ничего не добьёшься. Телесные наказания и битьё детей, даже если они не приводят к издевательствам, абсолютно неприемлемы. Применение телесных наказаний по отношению к детям является нарушением основных прав человека. Речь здесь идёт не только о том, что такое поведение аморально и несправедливо. Оно – также непедагогично и неэффективно. Многочисленные исследования показали, что телесные наказания не являются действенными методами воспитания и вызывают только ответную жестокость. Возможно, телесные наказания и служат родителям разрядкой от накопившегося гнева, но ребёнка они ничему не учат. Только унижают, оскорбляют, раздражают его.

Почему бьют детей?

Физические наказания – явление, распространённое во многих семьях. При этом родители вовсе не хотят обидеть детей, мучить их или причинять им телесные повреждения. Нет. Они намерены «серьёзно» наказать ребёнка и считают, что именно пощёчины, щипки, пинки и удары являются формой «внушительного» наказания. Эти родители видят в битье средство, которое воспитывает в детях послушание и прививает им принятые в обществе нормы поведения. Но, несмотря на такую убеждённость, большинство родителей, прибегающих к телесным наказаниям, чувствуют за собой вину и испытывают раскаяние и дискомфорт, что вызывает у них сомнения в правильности выбранной линии поведения и смутные предположения, что существуют, возможно, более верные и эффективные методы воспитания. Реакция на побои бывает у детей самой разной. Маленький ребёнок, которого ударили, зачастую начинает плакать ещё громче. Ребёнок, которого бьют, чувствует себя оскорблённым и униженным. Ребёнок, которого бьют постоянно, чувствует глубокую неприязнь, буквально ненависть к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести и компенсации. Кроме того, его непрерывно мучает страх, и это может оказаться губительным для его развития. Ребёнку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание – это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал. Ребёнку важно чувствовать, что родители желают ему добра, а детям, которых ударили, порой трудно не потерять веру в добрые намерения родителей. Словесные оскорбления, обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

Чтобы воспитать ребёнка и установить с ним доверительные отношения, попробуйте воспользоваться такими психологическими приёмами: 

  • каждый день начинайте с улыбки и заканчивайте миром; не принуждайте его, а постарайтесь объяснить, почему нужно сделать так, а не иначе;
  • уважайте ребёнка (прежде чем посмотреть его дневник, прочесть письмо, взять его вещь, поинтересуйтесь, не будет ли ребёнок против);
  • не применяйте при общении с ребёнком оскорбительных слов (лентяй, трус, осёл и т.д.)
  • не давайте категоричных оценок (ты неисправим, ненормальный и т.д.);
  • помните, что не одобрять можно только поступки, но не самого ребёнка (не «ты плохой», а «ты сделал плохо»; почаще советуйтесь с ребёнком, спрашивайте его мнение;
  • предоставьте ему возможность быть разным (послушным, шаловливым, весёлым, задумчивым, таким, какой он есть);
  • после наказания проступок, за который вы наказали ребёнка, нужно забыть;
  • если хотите похвалить, то хвалите за его труды (за поделку, вымытую посуду и т.д.) заранее предупреждайте ребёнка о ваших намерениях («Мне бы хотелось, чтобы завтра вечером ..») предоставьте ребёнку возможность чувствовать себя нужным в семье, ответственным за какое-то семейное дело;
  • никогда не торопите ребёнка, дайте ему возможность жить в собственном ритме;
  • будьте последовательны в своих требованиях.

 

Используемый материал: интернет –ресурс.

 

Необходимость устанавливать границы

К концу первого года жизни малыш становится настолько активным, что можно уверенно приступать к обозначению элементарных границ дозволенного. Многие родители боятся чётко обозначать нормы и правила поведения. Им кажется, что это сильно уязвит ребёнка. На самом же деле все как раз наоборот. Ребёнок не может чувствовать себя свободным и защищённым до тех пор, пока мама и папа максимально прозрачно не объяснят ему, что можно делать, а чего делать не следует.

Попытки ощутить границы дозволенного – это крайне важный аспект развития маленького ребёнка. Он должен чувствовать, что рядом есть взрослый, который обеспечивает безопасность.

Дети вовсе не желают делать все, что взбредёт им в голову, хотя иногда при взгляде на них возникает именно такое впечатление. На самом деле они испытывают тревогу, когда чувствуют, что родитель не стремится ими руководить. Ребёнок, растущий в атмосфере очень слабого контроля со стороны родителей, вместо полноценного раннего детства переживает период постоянных сомнений и с годами становится неуверенным в себе, пугливым.

Родителям просто необходимо учиться разумно контролировать повседневную жизнь своих детей и своевременно реагировать на нарушения норм поведения, а иначе неприятные последствия будут далеко идущими и значительными. Малыши, не чувствуя границ дозволенного, приобретают привычку действовать деструктивно как по отношению к другим, так и по отношению к самим себе. Так проявляется неосознанное стремление привлечь к себе внимание родителей. Ничего не пускайте на «самотёк». Устанавливать простые правила и запреты нужно как можно раньше.

 

Источник: Джанет Лансбери. «Плохих детей не бывает! Дисциплина с удовольствием».

 

Что делать, когда ребёнок плачет?

Кричащий и плачущий ребёнок– сцена мучительная, болезненная. Она провоцирует всплеск тревоги и лихорадочных мыслей о том, как помочь страдающему малышу.

Плач и крик – это естественные способы привлечь ваше внимание.

Давайте обсудим вариант действий в случаях, когда ваш кроха громко-громко ревёт.

1. Не стоит показывать, что вы сильно расстроены или даже напуганы этой истерикой. Но и игнорирование здесь не подойдёт. Просто оставайтесь рядом с ребёнком. Представьте, что у вас есть фильтр, с помощью которого можно очищать окружающее пространство от флюидов стресса, сделайте глубокий вдох, затем медленный выдох и напомните себе, что крик и плач – это вполне нормальное проявление эмоций ребёнка от года до трёх лет.

Также напомните себе, что вы не собираетесь пускать ситуацию на самотёк и не будете делать того, что может привести к ухудшению состояния малыша и повторению подобных истерик. Следовательно, откажитесь от таких вариантов реакции, как возмущение, гнев, запугивание и т. п.

2. Скажите что-нибудь вроде: «Ты громко кричишь. Я не понимаю, что ты хочешь сказать. Пожалуйста, не кричи и скажи, из-за чего ты расстроился». Если ребёнок все равно плачет или кричит, продолжайте заниматься тем делом, которым занимались до этого, а затем, спустя полминуты, вновь скажите малышу примерно те же фразы. Скорее всего, он уже будет в состоянии рассказать вам, что его беспокоит.

3. Зачастую причинами крика и плача могут быть голод, жажда, недостаточный сон, некомфортная обстановка или неудобная одежда. Помните: малыши растут и развиваются быстро, рассчитывать силы не умеют и поэтому довольно часто и в мгновение ока устают – как морально, так и физически.

4. Возможно, у вашего ребёнка накопились сильные неприятные чувства, такие как растерянность, грусть, гнев, и теперь они потребовали выхода. Поэтому он и начал реветь. Не запрещайте малышу выражать то, что ему хочется, не заставляйте успокаиваться и молчать. Скорее всего, ему нужно время, чтобы полностью, от начала до конца, пережить эту эмоциональную вспышку и достичь естественного спокойствия.

Приведённые рекомендации необходимы для того, чтобы вы отвыкли от излишне мягкого или, наоборот, радикально твёрдого стиля общения со своим крохой и, таким образом, прекратили поощрять его склонность к истерикам.

 

Источник: Джанет Лансбери. «Плохих детей не бывает! Дисциплина с удовольствием».

 

По дороге в детский сад

Поступление ребёнка в дошкольное учреждение достаточно трудный процесс не только для ребёнка, но и для всей семьи в целом. Успешность нахождения ребёнка в ДОУ и успешность его адаптации там зависят не только от подготовленности ребёнка, но и от настроя родителей. Важно понять, что это очень важный шаг на пути к успешной социализации в обществе.

Как же подготовить ребёнка к новой и интересной жизни? Есть несколько советов, которые помогут вам сделать процесс адаптации более лёгким.

Проконсультироваться с участковым врачом, насколько тяжёлой может быть адаптация. Проводить назначенные врачом оздоровительные мероприятия.

Максимально скорректировать домашний режим в соответствии с режимом детского сада. Готовить блюда такие же, как в детском саду.

Тренировать у малыша адаптационный механизм, готовить его к тому, что однажды ему придётся менять поведенческую модель, приучать к самостоятельности и самообслуживанию. Предупредить заранее о предстоящей временной разлуке — чтобы потом это не стало шокирующей новостью. Почаще оставлять с другими членами семьи.

Создать у ребёнка положительные ожидания. Рассказать, что детский сад — это место, куда дети приходят играть, там он найдёт много новых игрушек и товарищей по играм. Нельзя, чтобы он считал посещение детского сада наказанием. Воздержаться от нелестных высказываний в адрес ДОО или воспитателей в присутствии ребёнка. Рассказывать всем родным и друзьям, что Ваш малыш уже подрос и его приняли в детский сад.

Выбрать детский сад по месту жительства, чтобы не водить далеко ребёнка, и чтобы он мог там встретить знакомых по детской площадке и песочнице детей.

Сообщить об индивидуальных особенностях ребёнка воспитателям и медицинскому работнику ДОО - о любимых играх и игрушках, об особенностях поведения, настроения и здоровья.

Не нервничать перед посещением детского сада. Тревога родителей легко считывается детьми. Они чутко улавливают по мимике и интонации мамины переживания. Вы должны для себя утвердительно решить, что пришла пора отдать ребёнка в детский сад.

Отучить ребёнка от соски, бутылочки и памперсов. Если не сделать этого до начала посещения ДОО, то это осложнит адаптацию ребёнка.

Научите ребёнка частично раздеваться и одеваться самостоятельно. Это поможет ему более быстро справляться с данным процессом в ДОУ и чувствовать себя успешным среди сверстников.

Бывает, что в поведении и развитии ребёнка появляются странные отклонения. Не стоит беспокоиться – все придёт в норму после окончания адаптационного периода.

 

Используемый источник: открытые интернет-ресурсы.