Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии

Я познаю мир

Новости

Все новости

Онлайн консультации

28 января/ Д. Ольга

Здравствуйте. Моему сыну 5 лет. Подскажите, что делать с болезненной привязанностью ребёнка ко мне? Не отпускает меня, ходит как «хвостик».

Здравствуйте, Ольга. Проанализируйте Ваш стиль воспитания ребёнка. Ведь болезненная   привязанность может возникать по причине чрезмерной опеке ребёнка, не отпуская его от себя и не предоставляя ему возможности что-то делать и принимать какие-либо решения самостоятельно. Большинство детей дошкольного возраста боятся расставания с родителями. Не ругайте ребёнка за крики и истерики, не уходите из дома украдкой или обманом, всегда говорите ребёнку, когда вернётесь. Восполните нехватку внимания. Обнимайте, целуйте, играйте с ребёнком. Помните, что главное, в чём нуждается ребёнок, который не отпускает маму от себя ни на шаг - это чувство защищённости и уверенности в маминой любви. Поводом для беспокойства может быть отказ от еды, когда Вас нет рядом, нарушение сна, не играет, плачет, тоскует. Если Вы эти признаки отмечаете, значит, ребёнок нуждается в помощи. Лучше обратиться к детскому психологу.

 

24 января/ М. Юлия

Добрый день. Я заметила у своего ребёнка серьёзные изменения. Он стал упрямым, капризным, вздорным. Ему три года. Это кризисное явление или недочёты в воспитании?

Здравствуйте, Юлия. Психология кризиса 3 лет у ребёнка - обязательный этап в развитии, помогающий осознать себя как личность, и нужно помочь ребёнку пережить этот сложный период жизни. На интенсивность кризиса может влиять и стиль воспитания. В семьях с диктаторским методом воспитания проявления кризиса могут проходить более бурно, интенсивно. Проявление кризиса выражается в желании делать всё самостоятельно, отрицая установленные порядки, правила поведения в семье, ребёнок формирует независимость, при этом создаются предпосылки для развития самооценки. Предоставьте ребёнку больше самостоятельности. Определите круг обязанностей. Пусть помогает мыть посуду, накрывать на стол - отнесёт, допустим, тарелку. Не отказывайте, когда ребёнок хочет помочь с уборкой в квартире. Хвалите за все хорошие поступки. Посмотрите на то с положительной стороны - ваш ребёнок становится самостоятельным. Так уважайте право ребёнка на самостоятельность и его выбор. Ему действительно важно попробовать делать что-то самому. В семье придерживайтесь единой тактики воспитания. Не ругайте ребёнка. Если он допустил ошибки, помогите ему их исправить. Не наказывайте ребёнка. Дети всегда должны быть уверены, что родители будут их любить, несмотря ни на что.

 

24 января/ Д. Анна

Здравствуйте. Мой ребёнок очень застенчив, и самооценка, на мой взгляд, низкая. Как с этим работать?

Здравствуйте, Елена. Чрезмерная застенчивость действительно говорит о том, что у ребёнка занижена самооценка. И хотя он этого не осознает, зато прекрасно чувствует. Помощь ребёнку состоит в том, чтобы повысить уверенность в собственных действиях и поступках. Застенчивый ребёнок не сможет нормально общаться с детьми, играть с ними, заводить друзей. Его пугают новые люди и обстановка. Важно научить взаимодействовать ребёнка с людьми. Чаще хвалите своего ребёнка, подбадривайте и поощряйте словесно. Делайте это как можно чаще. Когда ребёнок чувствует поддержку любящих родителей, это придаёт уверенности. Спрашивайте мнение ребёнка по тому или иному вопросу. Пусть чувствует, что с ним считаются, что его мнение важно. Таким образом, растёт и самооценка. Дети примеряют социальные роли через игру. Оттачивайте навыки взаимодействия с социумом в сюжетных играх. Ребёнок без страха и тревоги может попробовать себя в любом образе. Посещайте людные места. Находясь в местах скопления детей, ребёнок привыкает находиться в обществе. К тому же он видит образцы поведения других: как общаются, взаимодействуют.

 

23 января/ Г. Ольга

Здравствуйте. Что делать для подготовки ребёнка с синдромом Дауна к школе?

Добрый день, Ольга. Школа развивает способности учеников, интерес и любознательность. Детям с синдромом Дауна учебные дисциплины даются не совсем легко, имеются определённые сложности, которые необходимо учитывать при подготовке к школе. Нет быстроты мышления, низкий уровень концентрации внимания и объём памяти. Слабое развитие мелкой моторики и графо моторики.  Затруднено восприятие информации на слух, но наглядные методы материала хорошо воспринимаются детьми. В подготовке к школе большое значение имеет расширение кругозора об окружающем мире. На прогулках, поездках за город рассказывайте ребёнку о растениях, животных, цветах и птицах. Учите наблюдать и сравнивать, находить отличия т.д. Знания о природе, событиях окружающей жизни является хорошим подспорьем в учёбе. Важно поощрять детскую любознательность, обстоятельно отвечать на детские вопросы. Составляйте рассказы по картинкам, развивайте речь ребёнка, обогащайте её. До школы необходимо развивать мышление ребёнка, сообразительность. Организуйте занятия. Тренируйте ребёнка в счёте конкретных предметов (кубиков, палочек, орехов и др.) в пределах 10. В ходе различных игр ребёнок будет узнавать, что одни предметы больше, длиннее, другие меньше, короче, слева, справа. Надо чаще обращать на это внимание. Известно, что труднее всего дети овладевают письмом. Подготовке к письму помогут разнообразные ручные занятия: ребёнок может рисовать, лепить из глины и пластилина, штриховать рисунки, вырезать из бумаги, изготовлять игрушки из картона, шишек. Помните, что подготовка к школе решается на протяжении всего дошкольного возраста, а не одним годом.

 

23 января/ Ф. Юлия

Добрый день. Мой ребёнок посещает детский сад, в целом адаптировался не плохо, воспитатели хвалят. Но в последнее время он перевозбуждён особенно перед сном. Что делать в этом случае?

Здравствуйте, Юлия. Если ребёнок перевозбуждён перед сном, необходимо каждый вечер проводить следующие мероприятия (все, либо выборочно):

  • Прежде всего, наладить режим дня и строго его выполнять.
  • Рисование карандашами, восковыми мелками или красками оказывает на детей успокаивающее действие.
  • Перед сном обязательны водные процедуры: помимо гигиенической функции, тёплая вода помогает мышцам расслабиться и подготавливает организм ко сну. Можно приготовить ребёнку ванну с пеной, поиграть с ним в спокойные игры.
  • Почитайте перед сном добрую сказку. Выключите телевизор.
  • Успокаивающее действие оказывает классическая музыка.
  • Слегка массажируйте и поглаживайте ребёнка, это поможет ему успокоиться перед сном. Нежный контакт с мамой может помочь успокоить перевозбуждённого ребёнка.
  • Дайте ребёнку выпить тёплое молоко непосредственно перед сном.

Из указанных рекомендаций придумайте свой ритуал и следуйте ему. Это поможет вам не только наладить сон и здоровый отдых, но и ещё больше сблизит вас. Если же данные способы не помогают, проанализируйте, переносит ли ваш ребёнок имеющиеся нагрузки. Возможно, вам следует пересмотреть режим дня и нагрузки. В случае, если ваши усилия тщетны, необходимо обратиться к специалистам, например, к невропатологу.

 

21 января/ С. Кристина

Здравствуйте. Моему ребёнку 4 года и он очень часто закатывает истерики. Как мне при том реагировать и что делать?

Здравствуйте, Кристина. Понаблюдайте и проанализируйте, какие события и ситуации предшествуют истерики у ребёнка. Важно отметить, что ребёнку в состоянии истерики обязательно требуется зритель. Дети всегда выбирают в качестве объекта своих истерик человека, причём из членов семьи на роль зрителя подходит именно того, кто наиболее чувствителен к его поведению. Очень важно не показывать ребёнку, что  детский «концерт» хоть каким-то образом Вас беспокоит. Какими бы сильными ни были при этом слезы, крики и топанье ногами. Если ребёнок хоть раз добьётся своего при помощи истерики, он будет пользоваться этим способом постоянно. Нельзя задабривать ребёнка во время истерики. Уступить - значит, стать жертвой манипуляции, которая будет совершенствоваться, продолжаться. Желательно, чтобы спокойной тактики поведения и неприятия истерик придерживались все члены семьи, чтобы мамино «нет» никогда не превращалось в папино «да». Тогда ребёнок довольно быстро поймёт, что истерика - это вообще не метод, и прекратит их демонстрировать. Если кто-то из взрослых будет реагировать, то он рискует стать единственным зрителем детских истерик. При длительных и тяжёлых проявлениях истерики все-таки лучше проконсультироваться с детским неврологом, так как такие же симптомы свойственные некоторым нервным расстройствам.

 

18 января/ Г. Евгения

Здравствуйте. Ребёнку около 4 лет, планируем его отдать в детский сад. Как помочь ему адаптироваться?

Здравствуйте, Евгения. Время, когда ребёнок идёт в детский сад очень сложное и для него самого, и для вас, родителей. Ещё до начала посещения детского сада нужно сформировать у ребёнка начальные навыки самообслуживания (приём пищи, навыки ходить на горшок). Примерно за два-три месяца до начала посещения детского сада надо установить режим дня, близкий к режиму в учреждении, и стараться неукоснительно соблюдать его, даже по выходным. Нелишне будет также приучить малыша к новым блюдам, если до этого его рацион был иным, чем в детском саду. В первые две недели пребывание ребёнка в детском саду пусть будет непродолжительным: от одного до трёх часов. Важно сформировать положительные эмоции от садика и постепенно подготавливать к более длительному отрыву от дома. Когда настроение, сон и аппетит малыша приходят в норму, можно считать, что адаптационный период завершился. Разрешайте ребёнку взять с собой любимые игрушки: так он будет чувствовать связь с домом. Адаптационный период у детей проходит по-разному, в среднем это два-три месяца, в течение которых совершенно необходимо помогать ребёнку освоиться, и привыкнуть к новому для него образу жизни, проявить терпение и доброжелательность.

 

16 января/ П. Ольга

Здравствуйте. Мой ребёнок боится темноты. Как с этим бороться?

Здравствуйте Ольга.  Каждый человек чего-то боится и это не зависит от возраста. Страх - это вполне естественная реакция организма на раздражитель, который наше подсознание видит как опасность. Но если преодолеть страхи взрослые могут самостоятельно, то детям это сделать довольно трудно. Они зачастую и сами не понимают, что с ними происходит. Вы не сможете победить все детские страхи, потому что их множество у любого ребёнка.  Ваша задача  научиться прорабатывать страхи. Зачастую виновником детского страха становится чересчур развитое воображение. Играйте против страха. Поиграйте в лесных зверушек, используя сначала детские тоннели, а затем более затемнённый вариант «норки» из плотного одеяла. Нарисуйте самый страшный страх, а затем специальным «волшебным» карандашом или кистью дорисуйте забавные элементы и посмейтесь над этим страхом. Придумайте и разыграйте игры-путешествия с преодолением препятствий (с завязанными глазами, например), непременно высмеивайте и побеждайте злодеев. Играйте в театр теней, главное, чтобы страшное и злое было успешно и весело побеждено. Игры в прятки. Короткие тренировки в игре помогут легче принимать темноту в реальной жизни. Прячьтесь вместе под одеяло, разглядывайте тени на стене днём, сравнивайте образы теней с формой облаков. Учите ребёнка отличать реальность от плода фантазии. Игры, которые могут помочь в преодолении страха, очень разнообразны. Важно ещё и то, что они воздействуют на детскую личность в целом: самооценку, уверенность в себе, коммуникативные качества, волевые процессы.

 

14 января/ Г. Юлия

Здравствуйте. Как определить имеет ли ребёнок гиперактивность или он просто активный. И что сделать, чтобы ребёнок избавился от излишней активности.

Здравствуйте Юлия. Каждый ребёнок активен и любознателен, но есть детки, активность которых по сравнению со сверстниками повышена. Гиперактивность можно заподозрить по ряду симптомов:

  • плохой ночной сон - длительное и беспокойное засыпание, частые просыпания, плач;
  • неусидчивость, неспособность доводить до конца начатое дело, излишнее беспокойство;
  • неустойчивость эмоциональной сферы, вспышки импульсивности;
  • проблемы с поведением;
  • забывчивость, невнимательность, отсутствие сосредоточения;
  • Любой вид деятельности вызывает у ребёнка проблемы.

Не каждого активного и легко возбуждаемого ребёнка относят к категории деток, у которых есть синдром гиперактивности. Чтобы диагностировать СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивность), следует выявить у ребёнка основные симптомы такого нарушения, которые проявляются дефицитом внимания, импульсивностью, гиперактивностью.

Проявления дефицита внимания:

  • Ребёнок не может длительно сосредотачиваться на предметах.
  • У ребёнка не получается долго концентрировать внимание.
  • Если дать ребёнку прямую инструкцию, он её не выполняет либо начинает выполнять и не заканчивает.
  • Ребёнку трудно организовать свою деятельность. У него наблюдается частое переключение от одного занятия на другое.
  • Забывчивость.
  • Рассеянность внимания.
  • Гиперактивным детям сложно выполнять задания, которые требуют умственного напряжения.

Проявления импульсивности и гиперактивности:

  • Ребёнок часто встаёт с места.
  • Когда ребёнок волнуется, он интенсивно двигает ногами или руками.
  • Он поднимается с места очень резко и часто бегает.
  • Ему трудно участвовать в спокойных играх.
  • У него не получается дожидаться своей очереди во время занятия или игры.
  • Вовремя выявленная гиперактивность, позволяет ребёнку сформировать нормальное поведение и лучше адаптироваться в коллективе среди других людей.

Для решения проблемы гиперактивных детей необходимо позаботиться о режиме дня. Не забывайте о ежедневных ритуалах: системное чтение сказки на ночь или утренняя зарядка погасит чрезмерное перевозбуждение. Постарайтесь не менять режимные моменты.  Доброжелательные и бесконфликтные отношения в семье уменьшат активность. Не нужно сдерживать эмоции. Ограничивайте просмотр телепередач агрессивного содержания. Не жалейте слов похвалы.

 

10 января/ Д. Марина

Здравствуйте. Много приходится слышать о том, что социализация для детей-инвалидов важная составляющая. Как развить у ребёнка  социальные навыки?

Здравствуйте, Марина. С первых дней своей жизни ребёнок окружён близкими людьми и тем самым уже включён в социальное взаимодействие. Но по мере взросления ему необходимо расширение контактов. В семье ребёнку закладывают общепринятые правила поведения, и в процессе взаимодействия с другими людьми дети получают определённый социальный опыт (в детском саду, в школе). Личность ребёнка формируется и развивается под влиянием других людей, и важно научить ребёнка за свои действия и поступки нести определённую ответственность. Этот и есть процесс социализации. Социальное развитие - это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе. Социальный опыт приобретается ребёнком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Все люди, которые общаются с ребёнком, так или иначе, влияют на его развитие. В дошкольном возрасте именно в семье закладываются основы будущей личности, формируются привычки, особенности поведения. Так же очень много времени ребёнок проводит в детском саду. И от того, как сложатся его отношения со сверстниками, с педагогами, зависит многое. Социализация ребёнка достигается благодаря его общению с взрослыми и сверстниками. У большинства детей развитие общения может быть достигнуто только в образовательном процессе, и в детском саду для этого достаточно возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, осваивают навыки поведения, которые помогают выстраивать и регулировать отношения с окружающими.