Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии

Я познаю мир

Новости

Все новости

Онлайн консультации

26 марта/ Т. Татьяна

Здравствуйте. Мой сын в последнее время очень плаксив. С чем это может быть связано?

Здравствуйте, Татьяна. Ребёнок с помощью слёз реагирует на все негативные моменты в его жизни, слёзы для него - лишь выражение эмоций, которые он ещё не научился сдерживать. Со временем психика ребёнка укрепляется, самоконтроль развивается, и он будет всё меньше плакать. Если плаксивость у ребёнка проявилась неожиданно, то причину, в первую очередь, стоит искать в наличии какого-то хронического стресса. Адаптация к детскому садику или школе, или конфликты в семье и т.д. - все эти факторы ослабляют нервную систему ребёнка, делая его возбудимым. Потому важно увидеть истинную причину внутреннего напряжения ребёнка и преодолевать её, а не бороться со слезами, как со следствием. Нередко ребёнок становится плаксивым и в период возрастных кризисов. С преодолением кризисного периода такая плаксивость обычно проходит сама собой. Иногда детские слёзы - это не выражение внутреннего напряжения или слабости, а лишь способ поведения, оказавшийся эффективным. Понаблюдайте за тем, в каких ситуациях ребёнок начинает плакать. Маленький ребёнок не манипулирует слезами осознанно, но, если его опыт показывает, что слезами всегда можно добиться отмены требований и исполнения желаний, этот метод часто становится его «оружием». Рекомендуем обратиться к детскому психологу за консультацией.

 

25 марта/ Л. Любовь

Здравствуйте. Моему ребёнку 5 лет. Я очень хочу приучить его к занятиям творчеством, научить его рисовать. Почему так сложно это даётся детям? Какие поделки можно делать с ребёнком, чтобы это ему было интересно?

Здравствуйте, Любовь! Занятия рисованием строятся таким образом, чтобы дети, используя имеющиеся у них возможности, могли участвовать в творческом процессе и получать от него удовольствие. Занимаясь с детьми художественным творчеством, вы в первую очередь расширяете их сенсорный опыт, используя материалы с разной фактурой, даёте возможность потрогать руками краски, тесто, пластилин. Это ещё и развитие мелкой моторики, формирование тонких целенаправленных движений, навыков, предшествующих письму. Кроме того, во время занятий рисованием увеличивается время сохранения внимания, формируется умение выполнять цепочку последовательных действий, растёт мотивация к деятельности. Постепенно дети понимают, что результат их работы ценится, а умения накапливаются. Можно сложить лист плотной бумаги пополам и вырезать бабочку таким образом, чтобы сгиб проходил посередине туловища. Предложите ребёнку гуашь или пальчиковые краски нескольких сочетающихся цветов. Он может раскрашивать кистью, мочалкой для посуды или руками. Раскрашенную заготовку, сложите по сгибу, чтобы крылья отпечатались друг на друге. Развернув её, вы получите бабочку с красивым симметричным узором на крыльях. Такую бабочку можно подвесить на нитке к люстре как мобиль или приколоть на стенку.  Приготовьте ветку. Вырежьте из плотной бумаги листья. Сделайте у них достаточно длинные черенки (около 2 см), чтобы их можно было обернуть вокруг веточек. Предложите ребёнку раскрасить их красками осенней гаммы сначала с одной стороны, а когда краска подсохнет – с другой. Вместе с ребёнком намажьте клеем черенки и закрепите листья на ветке.  Желаем творческих успехов!

 

21 марта/ С. Кристина

Здравствуйте. Моему ребёнку почти пять лет, он очень не внимателен, рассеян. Ему очень сложно закончить начатое дело. Как помочь ребёнку быть более внимательным?

Здравствуйте, Кристина. Для воспитания сосредоточенности, внимания важно создать определённые внешние условия и устранить отвлекающие моменты.

Проявить сосредоточенность, внимание ребёнок может только в случае, если занятие его захватило, увлекло. Однако нельзя перегружать длительными, монотонными занятиями. Ребёнку должно быть интересно. Внимательность, сосредоточенность ребёнка лучше всего тренируются в игре. Вот некоторые из них.

Игра «Кто где живёт». Подготовьте игровой материал и наглядные пособия: рисунки с изображениями семей разных зверюшек, и их домиков, с проведёнными линиями, соединяющими животных с их домиками, которые даны в хаотическом порядке. Нужно определить, где, чей домик, не проводя карандашом по линиям.

Игра «Выполни по образцу». Игровой материал и наглядные пособия: лист в клетку с узором из квадратов, кругов, треугольников.  Ребёнок продолжает на листе образец узора (круг, квадрат, треугольник, точка и т. д.).

Игра «Что изменилось?».   Для неё можно использовать специальные карточки или любые предметы, которые есть в доме. Если вы хотите поиграть на кухне, подберите 2–3 наименования посуды. Расставьте в ряд и предложите ребёнку внимательно посмотреть и запомнить. Когда ребёнок закроет глаза, уберите один предмет и спросите, что исчезло.

Игра «Разные звуки». Игра направлена на развитие слухового внимания. Очень много предметов издают разные звуки. Подберите такие у себя дома и загадывайте ребёнку музыкальные загадки. За ширмой или платочком позвените колокольчиком, постучите ложками или насыпьте в банку горох и пошуршите. Хорошо, если вы изготовите специальные шумовые игрушки. Для этого возьмите несколько баночек из-под кофе и наполните их сухим горохом, фасолью или рисом. Совсем скоро вы услышите, что банки с фасолью звучат по-разному (в одной фасоли больше, в другой меньше), и совсем не так, как с рисом. Учите ребёнка прислушиваться к разным звукам и определять их источник.

Развивайте у ребёнка умение сравнивать предметы, находить в них черты сходства и отличия.

 

20 марта/Д. Ольга

Здравствуйте. Мой сын ходит в детский сад и там воспитатель занимается с ними лепкой, делают аппликации. Но мой ребёнок делает эти задания с трудом. Либо ему сложно, либо не интересно. Как можно его заинтересовать?

Здравствуйте, Ольга! Экспериментируйте с разными материалами, которыми можно рисовать детям. Карандаши, фломастеры, маркеры, мелки, гелевые ручки, цветной клей в тюбиках, акварель, гуашь, акриловые, пальчиковые краски. Попробуйте яркими рисунками украсить любимый стеклянный стаканчик, бокалы, зеркало. Можно рисовать кусочками овощей и фруктов. Отварная свёкла и морковь, спелые ягоды и фрукты оставляют на бумаге невероятные, яркие следы.

Рисуйте не только в альбоме. Может, в альбоме ребёнок рисовать и не захочет, зато его заинтересует обычная тетрадка в клеточку. Или маленький блокнотик. Расписывайте вырезанные из картона рукавички и кувшинчики, украшайте рисунками одноразовые бумажные тарелки и стеклянные бутылки. Купите несколько нераскрашенных деревянных ложек, кухонных дощечек, пасхальных яиц - и разрисуйте их точечками, полосочками, цветочками. Не просто рисуйте, а делайте то в игровой форме. То же самое касается и лепки. Просто катать колобки и колбаски скучно. А вот смастерить что-то прикладное, чем потом можно будет поиграть - это гораздо интереснее. Слепите булочки и  бублички для кукол, бананы для обезьяны, косточки для собачек. Вместе смастерите пластилиновую мебель и машинки, а потом поиграйте всем этим, используя мелкие игрушки. Слепите персонажей любимой сказки и разыграйте представление прямо на столе. Подбирайте мягкие и эластичные материалы, чтобы ребёнку было легко с ними работать.

 

18 марта/ Г. Ольга

Добрый день. Всегда ли нужно применять в воспитании методы наказания и поощрения? И что нужно поощрять?

Здравствуйте, Ольга! Поощрение и наказание действительно являются методами воспитания, но это не основные методы, а вспомогательные. К сожалению, есть родители, которые в воспитании детей пользуются исключительно только поощрением и наказанием. Они не заставляют детей задумываться над смыслом своего поведения, а просто заставляют их подчиняться, слушаться или из страха перед наказанием, или из желания получить вознаграждения. Предъявлять требования нужно с самого раннего возраста, постоянно увеличивая круг требований, усложняя обязанности ребёнка, осуществляя контроль и никогда не ослабляя его. Когда ребёнку нужна помощь -   оказывать её. Поощрение - это проявление положительной оценки поведения ребёнка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование его характера. Важно «вызвать» чувство удовлетворения, чтобы всё, что связано с использованием норм и правил высоконравственного поведения, сопровождалось положительными переживаниями. Поощрение ребёнка укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны. Не всегда и не всё нужно поощрять. То, что вошло в жизнь и быт, превратилось в привычку, стало традицией, не требует поощрения. Поощрять надо лишь за действительные, а не за мнимые заслуги. Проблема наказания сложна и вряд ли можно однозначно ответить на этот вопрос, обязательны ли они. Формы наказания должны быть тщательно обдуманы. Наказание должно не посеять сомнение в родительской любви, а, наоборот, усилить переживания ребёнка, усилить его любовь к родителям и понимание, как сильно его любят. В психологии принято считать, что самым большим наказанием для ребёнка должно быть огорчение родителей. Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но в то же время нельзя снисходительно относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность.

 

14 марта/ М. Юлия

Здравствуйте. Мой сын начал драться с сестрой. Я не знаю, из-за чего могут быть вспышки агрессии и как мне реагировать на это.

Здравствуйте, Юлия! Исключите все возможные примеры агрессивного поведения - по телевизору, в личных отношениях и в отношениях с детьми (никаких криков, шлепков, и пр.) Старайтесь поощрять помощь, щедрость и сопереживание детей друг другу - хвалите за это. В ситуации конфликта между детьми просто останавливайте их и показывайте, как можно разрешить спор словами - сначала по очереди говорим, потом вместе ищем варианты решения. Лучше предугадывать такие ситуации и не допускать, чем реагировать на них потом. Вам нужно наблюдать, в какие моменты возникает агрессия между детьми, и стараться предотвращать их. Необходимо понять причины агрессивных выпадов. Возможно, дети устали или перевозбуждены. Пройдёт много времени, прежде чем дети научатся все эмоции выражать словами. А пока им нужно в этом помогать и комментировать: «Ты не хочешь давать сестре конструктор», «Тебе тоже нужна эта машинка». Уделяйте детям больше внимания, вместе играйте. Поговорите с воспитателем детского сада. Возможно, сын видит образцы агрессивного поведения в детском саду. Если видите, что один ударил другого, разведите детей в разные стороны. Сразу после произошедшего ребёнка не ругайте, но потом, чуть позже, определите санкцию: «Мы не будем смотреть этот мультик или читать эту книжку». Драться ребёнку должно быть не выгодно. Хорошо работают терапевтические истории: «Один мальчик ударил сестру…», и обязательно нарисовать это в альбоме, как-то визуально представить, ведь картинки дети воспринимают гораздо лучше, чем слова.

 

11 марта/С. Кристина

Добрый день. В последнее время часто задаюсь вопросом, а стоит ли отдавать ребёнка в детский сад. Если говорить о социализации, то мы часто бываем в общественных местах. Этого не будет достаточно для ребёнка?

Здравствуйте, Кристина! Для ребёнка необходимо общение со сверстниками. У ребёнка после 3-х лет наступает потребность немного отдалиться от мамы в пользу общения со сверстниками. Раньше отдавать не рекомендуется, так как с мамой очень сильная эмоциональная связь и ребёнок получит большой стресс, который негативно скажется и на развитии в том числе. Можно не посещать детский сад и развивать ребёнка дома, но того будет не достаточно. Примерно с трёхлетнего возраста ребёнок открывает для себя новую страницу развития - у него появляется больше возможностей узнавать окружающий мир, гораздо больше интересов. Отправляясь в сад, и благополучно пойдя процесс адаптации, ребёнок получает колоссальную возможность социального развития. День за днём, учась регулировать своё поведение - одеваться самостоятельно, ждать своей очереди, отстаивать интересы, дружить и ссориться. Получить этот опыт в домашних условиях просто невозможно. В детском саду протекает жизнь, и только лишь одна из форм деятельности в нём - усвоение новых знаний. В детском саду ребёнок учится нормам социального поведения, получает навыки общения с детьми и взрослыми, которые в детском саду приобретаются естественным образом в ходе игр со сверстниками. Ведь всё разнообразие ситуаций взаимодействия, доступное ребёнку в детском саду, не укладывается в стандартные модели поведения дома, в песочнице или в гостях. В садике ребёнок становится самостоятельным, максимально развивается и готовится к посещению школы.

 

06 марта/ А. Светлана

Здравствуйте. Мой ребёнок очень любит рисовать. Подскажите, пожалуйста, как по выбору цвета на рисунке можно определить внутренне состояние ребёнка?

Здравствуйте, Светлана! Любимый цвет у ребёнка появляется уже года в три. А наиболее ярко его цветовые предпочтения проявляются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Дело в том, что когда ребёнок рисует, рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. И ребёнок изображает то, что просит его душа. Помните, что набор фломастеров или карандашей должен быть полным. Если, например, у ребёнка нет зелёного цвета, то он травку и листочки может нарисовать каким угодно, и тогда информативность рисунка будет не верной. Не пытайтесь расшифровывать каждый цвет, который появился на бумаге. Учитывайте лишь преобладающий. Причём преобладающий не только в сегодняшнем рисунке, а в целом - за последнюю неделю, месяц. Обращайте внимание, что именно рисует ребёнок. Некоторые темы рисунков, например, лес или море, сами по себе задают цвет. Но если ребёнок настойчиво раскрашивает и небо, и море, и траву, и людей фиолетовым, на это можно обратить внимание. Кстати, психологи для анализа используют в основном три темы: человек, семья, выдуманное животное. Если ребёнок рисует свою семью, то обращайте внимание, каким цветом нарисованы отдельные фигуры. Чёрный папа, зелёная бабушка - это может быть художественным выражением отношения ребёнка к человеку. Ну, а цвет, которым нарисовал ребёнок сам себя, расскажет, как он воспринимает себя, как он себя чувствует. Обратите внимание на то, сколько цветов использует ребёнок. Дети 4−7 лет с хорошим уровнем эмоционального развития используют 5−6 цветов. Если ребёнок рисует только одним - двумя карандашами, то это, возможно, говорит о негативном эмоциональном состоянии. Не очень хорошо, если ребёнок предпочитает только простой карандаш. Психологи считают, это означает нехватку в жизни ребёнка ярких событий и положительных эмоций. Анализировать рисунок не так просто, как кажется. Интерпретировать нужно не одну картинку, а целую серию. Ещё лучше, чтобы ребёнок сам объяснил, почему он видит мир именно вот так, а не иначе. А то ведь бывает, что проблему начинают искать там, где её нет, и не было. Поэтому, если у вас возникли какие-то подозрения, обратитесь к профессиональному детскому психологу. Он поможет вам во всем разобраться.

 

06 марта/ Г. Ольга

Добрый день. Моему ребёнку почти пять лет. Проблема в том, что она грызёт ногти. Во время просмотра телевизора или просто в покое. Как ей помочь избавиться от этой привычки?

Здравствуйте, Ольга! Привычка грызть ногти очень распространена. Принято считать, что причина возникновения данной привычки - стресс. Часто дети грызут ногти, теребят волосы, дёргают себя за ресницы или кусают губы, пытаясь снять нервное напряжение. Определите первоначальную причину возникновения стресса и попытайтесь её устранить. Чаще гуляйте, посещайте бассейн, уделите время здоровью и правильному питанию ребёнка. Выявите ситуацию, которая провоцирует эту вредную привычку, и постарайтесь либо устранить её, либо изменить. Можно уменьшить время просмотра телевизора. Главное - начните изменять ситуацию, провоцирующую стресс у ребёнка. Попробуйте заменить привычку грызть ногти другой привычкой. Предложите ребёнку заниматься какой-нибудь деятельностью, например, рисовать. Тем самым Вы будете отвлекать ребёнка.

 

04 марта/ Г. Юлия

Здравствуйте. Каждое утро я выдерживаю небольшое сражение. Ребёнок не хочет вставать, отказывается одеваться и идти в детский сад. К  тому времени, когда мы выходим из дома я чувствую себя уставшей и раздражённой. Подскажите выход из этой ситуации. 

Юлия, здравствуйте! Утро - самое сложное время для ребёнка. Составьте распорядок дня и соблюдайте его. Уже через несколько дней утро перестанет приносить Вам неприятности. Необходимо выработать ритуал пробуждения до автоматизма. Купите будильник для ребёнка и научите им пользоваться! Мелодия должна быть приятной и бодрой. Сделайте радостной саму атмосферу пробуждения. Составьте схему сборов для ребёнка и используйте её как напоминание. Не стоит лишний раз подгонять ребёнка, и никогда не делайте за ребёнка  то, что он может сделать сам.  Важен не результат, а опыт, который ребёнок получает. Обязательно вырабатывайте самостоятельность. Постарайтесь как можно больше делать ни утром, а вечером, например, приготовьте одежду заранее. Просыпайтесь только с хорошим настроением и ребёнок глядя на Вас будет просыпаться более охотно.

 

26 февраля/А. Зарина

Здравствуйте. Ребёнку шесть лет. Меня смущает то, что меня слушается, а папу нет. Не реагирует на его требования. Папа много работает, дома редко бывает, может она отвыкла от него. Что нам делать с этим?

 Здравствуйте, Зарина! Чтобы ребёнок слушал и слышал родителя нужно прилагать к этому немало усилий. Большая занятость, безусловно, мешает иметь близкие отношения с ребёнком. Но, тем не менее, для того, чтобы связь крепла нужно жертвовать своим временем и стараться с ребёнком проводить больше времени, играть, разговаривать, знакомить с окружающим миром. Над построением отношений с ребёнком нужно трудиться. Иначе с годами сделать это будет сложнее. Так же авторитарные методы воспитания лишают душевной близости с ребёнком. И слабая дисциплина, вседозволенность влияет на ребёнка точно так же, как недостаток внимания. Пересмотрите Ваши методы и стиль воспитания, придерживайтесь единых воспитательных принципов. Я Вам рекомендую обратиться за консультацией к психологу и получить конкретные советы по коррекции данной ситуации. 

 

24 февраля/ П. Ольга

Добрый день. У меня вопрос по поводу поведения своей дочери. Часто выражает свой гнев, сердится. Ей 11 лет. Как бороться с этим?

Здравствуйте Ольга! В жизни много ситуаций, вызывающих гнев, злость, раздражение у любого человека, а не только у ребёнка. Главное понять причину гнева и плохого поведения, а потом учить ребёнка направлять его в другое русло. Научить ребёнка выражать свой гнев в приемлемой форме. Жить без эмоций не возможно, так как они являются защитой для нашего организма. Ребёнку нужно объяснять его чувства, так как он сам может не понимать своих ощущений. Ведь если ребёнок не может сказать о своих эмоциях, он будет их выплёскивать на других. В школе может толкнуть ребёнка,  обидеть, забрать игрушку и т.д. И в семье постарайтесь не устраивать бурных конфликтов, если родители спокойны, то и ребёнок будет брать пример. Дома ребёнка можно научить бить подушку, когда он в гневе, рвать бумагу, прыгать и т.д. Поверьте, эти методы хорошо работают. А также можно научить ребёнка в эти моменты глубоко дышать. Дыхательная гимнастика стабилизирует психоэмоциональное состояние. Эти рекомендации могут помочь не только детям, но и взрослым.

 

21 февраля/ А. Светлана

Здравствуйте. У меня вопрос по поводу развития навыков самообслуживания у ребёнка, а именно процесса одевания. Каждое утро торопимся в детский сад, мне проще самой было одеть ребёнка, а сейчас понимаю, что всю жизнь это делать за него не буду. Но не могу научить сына одеваться самостоятельно, ему сложно.

Здравствуйте, Светлана! Поговорите с воспитателем детского сада о том, как проходит процесс одевания на прогулку. Возможно, в садике Ваш сын одевается максимально самостоятельно, а в силу того, что дома вы его одеваете сами, он и не хочет прилагать усилия. Стоит несколько раз в утренней спешке одеть ребёнка маме, и он сразу же поймёт, что не нужно прикладывать усилий для того, чтобы одеться. Одевание для ребёнка - это сложная работа и если у него она не получается, то он стремится этого не делать. Обратите внимание на то, что даётся тяжелее всего. Может это застёжки на кофточке, пуговицы. Можно дома сделать простые тренажёры, к кусочку ткани прикрепить пуговицы разных размеров, сделать под них петли и играть с ребёнком на скорость, кто быстрее всех их застегнёт. Полезными будут и шнуровки. Играя в такие игры, можно одновременно учить ребёнка полезным навыкам и развивать мелкую моторику. Проговаривайте все процессы и обозначения вещей. Это позволить быстрее запомнить основные правила надевания одежды. Давайте право выбирать одежду, которую он наденет в сад. Не нужно стремиться, чтобы ребёнок мгновенно начал одеваться самостоятельно, прививайте эти навыки лучше постепенно, в игровой форме, поощряя его за любое достижение. Главное в процессе обучения - это терпение и упорство.

 

19 февраля/ Г. Ольга

Здравствуйте. Моей дочери пять. Начинаем развивать математические навыки. Как научить ребёнка различать цифры?

Здравствуйте, Ольга! Устный счёт для детей с синдромом Дауна вызывает трудности, так как кратковременная память недостаточна. Развитие математического мышления должно поддерживаться наглядными материалами и действиями с предметами. Распространённое занятие - карточки, на которых изображены числа. Нужно показывать карточки с обозначением цифр и например, кружков, обозначающих состав данного числа. Одновременно должно называться это число. Позднее можно усложнить занятие, раскладывая карточки в разброс и прося ребёнка подавать любую из них, по названию числа, которое он слышит. Карточки с цветными цифрами можно развесить на видных местах во всех комнатах. Их запоминание будет легче, если просить ребёнка принести столько, к примеру, конфет, сколько изображено на картинке. Задания в игровой форме вызывают огромный интерес и облегчают запоминание цифры. Можно играть с магнитными цифрами на холодильнике. Можно писать на отдельном листке цифру и строить соответственно ей башню из кубиков. Различные аппликации, рисунки своими руками, лепка из теста или пластилина разных цифр дадут толчок для творчества, будут развивать математические представления.

 

18 февраля/ Д. Марина

Здравствуйте. Мой ребёнок долгое время не мог определиться с ведущей рукой, но сейчас совершенно точно могу сказать, что он левша. Нужно ли переучивать?

Здравствуйте, Марина! Попытки переучить ребёнка являются истинным насилием для мозга. Такие действия родителя обычно имеют серьёзные негативные последствия: логопедические проблемы, задержки в формировании речи, невротические проявления (энурез, проблемы со сном или нарушение аппетита). Ребёнок левша - такой же малыш, как любой другой, просто рабочая рука у него, в отличие от большинства детей, левая. У левшей наиболее развито правое полушарие мозга. А это значит, что у детей отмечаются музыкальные и художественные способности, хорошее воображение, и яркие эмоции. Примите это как данность. Позвольте ребёнку проявить свою индивидуальность, будьте ему поддержкой и опорой - тогда он сможет преодолеть все трудности.

 

13 февраля/ Т. Татьяна

Добрый день. Моему ребёнку пять лет. Хотелось бы, чтобы он был более самостоятельный и помогал мне в домашних делах. В каком возрасте у ребёнка с синдромом Дауна развивается интерес к труду?

Здравствуйте, Татьяна! Трудолюбие не даётся ребёнку от природы и не приходит само по себе, а должно воспитывается с самого раннего детства. Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребёнка, развивает мышление. Приобщайте ребёнка постепенно к домашним делам. Предлагайте ребёнку посильную работу. Обтереть пыль вполне можно. Любому ребёнку интересно поработать пылесосом. На первых ступенях трудовая деятельность мало устойчива, она тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте - игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. За игрой ребёнка проще приучить к труду. Скажите ребёнку от имени игрушки, что ей холодно лежать на полу, или пусть мишка попросит, чтобы его посадили на полку. Ребёнку вполне по силам, например, покормить домашних питомцев. Параллельно с трудовым воспитанием необходимо воспитывать уважение к труду взрослых, к бережному отношению его результатам. Он должен видеть добрый пример взрослых. Только систематическое выполнение трудовых обязанностей будет способствовать воспитанию организованности, ответственности. А это играет важную роль и при подготовке ребёнка к школе

 

13 февраля/ М. Виктория

Здравствуйте, мой ребёнок ходит в первый класс специальной школы, и мы столкнулись с проблемой письма. Ребёнку сложно писать в прописи палочки и буквы. Как я могу в домашних условиях развивать этот навык?

Добрый день, Виктория! Письмо - это сложный навык. На должном уровне должны быть развиты мышцы руки и зрительное восприятие. Рисование различными материалами является самым простым способом, при котором развивается координация действия руки и глаз. Ребёнка важно учить проводить различные линии по образцу, дорисовывать, закрашивать. Важно формировать правильную осанку у ребёнка, при письме рука должна лежать ровно на столе. При работе в прописях или при рисовании важно следить, чтобы ребёнку не приходилось напрягать зрение. Не забывайте о перерывах в малоподвижной деятельности ребёнка при письме и рисовании, о необходимости физических упражнений, весёлых физкультминутках, которые помогут снять напряжения в мышцах. Ребёнку можно предложить обвести карандашом небольшое лекало или несложную плоскую форму. Затем ребёнок заштриховывает полученный контур (по вертикали, горизонтали, наискось). Учите вырезать ножницами по контуру. Отвинчивание и завинчивание пробок разной величины. Пусть попробует рисовать палочки и считать вслух «раз-два … три-четыре» (на «раз-два» – две палочки, на «три-четыре» – ещё две). Не менее важной для подготовки к письму является тренировка пространственного восприятия (альбомы для раскрашивания) и «дорисуй недостающие детали (части) фигуры».

 

11 февраля/ Д. Анна

Здравствуйте. Подскажите игры для гиперактивного ребёнка.

Здравствуйте, Анна. Для коррекции гиперактивности у ребёнка используется игротерапия - лечение игрой. Ведь дети в любом возрасте любят играть. Это игры на развитие внимания, снятия мышечного и эмоционального напряжения, навыков общения. Гиперактивные дети все любят играть с сыпучими материалами, это развивает мелкую моторику и успокаивает нервную систему. Сейчас много разнообразных наборов для игр с песком и водой, любой из них можно купить в магазине или сделать самим в домашних условиях. Игры с песком снимают напряжение, развивают психоэмоциональное состояние, развивают мелкую моторику. На песке ребёнок может рисовать рисунки и фигуры, а постарше - писать буквы слова палочкой или пальцем. Рисование на песке развивает усидчивость и моторику. На первом этапе ребёнка знакомят с возможностями песка, то, что он бывает сухой, а если добавить воду - мокрый. Его можно перетирать между ладонями, сжимать, просеивать, делать отпечатки ладоней, изображать следы животных. Дети очень любят игру «Секрет»; «Найди сокровища». Взрослый закапывает игрушки, ракушки, камешки в песок, а ребёнок с закрытыми глазами, ощупывая предмет, пытается узнать, что это и где находится, не раскрывая кулачок, или просто откапывает его. Предложите ребёнку повторять за вами все слова и действия. Начинайте показывать быстрые, резкие движения или громко кричите. Постепенно переходите к более спокойным, плавным движениям и тихой речи. Эти игры помогут малышу учиться себя контролировать. Не забывайте, что и родителям важно быть терпеливыми и не терять самообладания, поскольку ребёнок берет с вас пример. Также можно поиграть в животных, вспомнить, как они разговаривают. Тем самым у ребёнка будет происходить психоэмоциональная разрядка. А перед сном включайте ребёнку тихую, спокойную музыку для снятия психоэмоционального напряжения.

 

07 февраля/ К. Марина

Здравствуйте. У меня два сына дошкольного возраста. В последнее время часто дерутся. Как мне поступить в данной ситуации?

Добрый день, Марина! Дети должны научиться решать конфликтные ситуации самостоятельно. Ведь этот навык в первую очередь им пригодится в дальнейшей жизни. Ребёнок должен уметь защищать себя, отстаивать свои интересы. Если детям трудно самостоятельно справиться с этой задачей, помогите разрешить конфликт и  найти совместное решение. Ни в коем случае не ищите и не наказывайте виновного. Учите детей направлять свою энергию в другое русло. Вместо драки можно устроить бой на подушках. Приучите детей спрашивать разрешение, прежде чем брать вещи друг друга. Чаще показывайте каждому ребёнку, что вы очень любите их, независимо ни от чего. Не стоит запрещать ссоры между детьми. Запрещая ссоры и конфликты, вы только будете усиливать желание проявить агрессию. Старайтесь учитывать потребности каждого ребёнка. Хвалите и подкрепляйте проявления любви детей друг к другу. Относитесь к детям справедливо. Любой человек способен испытывать разные эмоции и чувства. Если его научить всё время задавливать какую-либо эмоцию, то он задавит и её и ещё несколько других. В результате он вырастет человеком, который мало чего чувствует, который не может в полной мере устанавливать отношения. Между детьми неизбежно будут возникать конфликты, но с вашей помощью они смогут научиться справляться с ними. Будут направлять их в нужное русло.

 

05 февраля/ Г. Юлия

Здравствуйте. Моему ребёнку почти пять лет. Он очень рассеян, не внимателен. Сложно сосредоточиться на какой-то деятельности длительное время, начатое довести до конца сложно. Как преодолеть рассеянность у ребёнка?

Здравствуйте, Юлия. На первом месте - чёткие режимные моменты. Если ребёнок приучен к порядку, дисциплине, он со временем станет более организованным. Привыкнет заканчивать начатое дело. И, наоборот, если родители позволяют нарушать режим дня, а беспорядок в комнате ребёнка и его забывчивость расцениваются как мелочи, то незаметно в поведении ребёнка появляются неорганизованность и рассеянность. В ребёнке необходимо формировать правильное поведение. Обучайте ребёнка желаемому поведению не через критику плохого поведения, а через поощрение хорошего. В процессе формирования поведения значительную роль играет взрослый, который помогает ребёнку осознавать поставленные задачи. Если ребёнок по инструкции взрослого научится контролировать себя, видеть результат своего действия, то у него не возникнет трудностей в школьном обучении. Поэтому развитие саморегуляции и произвольности поведения очень важно. Проявить сосредоточенность и внимание ребёнок может только в том, что его увлекло. Нельзя перегружать ребёнка длительными, монотонными занятиями. Включайте игры на развитие внимания, предъявляйте ребёнку разумные требования и настаивайте на их выполнении. Помогайте ребёнку научиться владеть собой и развить чувство контроля над обстоятельствами.

 

28 января/ Д. Ольга

Здравствуйте. Моему сыну 5 лет. Подскажите, что делать с болезненной привязанностью ребёнка ко мне? Не отпускает меня, ходит как «хвостик».

Здравствуйте, Ольга. Проанализируйте Ваш стиль воспитания ребёнка. Ведь болезненная   привязанность может возникать по причине чрезмерной опеке ребёнка, не отпуская его от себя и не предоставляя ему возможности что-то делать и принимать какие-либо решения самостоятельно. Большинство детей дошкольного возраста боятся расставания с родителями. Не ругайте ребёнка за крики и истерики, не уходите из дома украдкой или обманом, всегда говорите ребёнку, когда вернётесь. Восполните нехватку внимания. Обнимайте, целуйте, играйте с ребёнком. Помните, что главное, в чём нуждается ребёнок, который не отпускает маму от себя ни на шаг - это чувство защищённости и уверенности в маминой любви. Поводом для беспокойства может быть отказ от еды, когда Вас нет рядом, нарушение сна, не играет, плачет, тоскует. Если Вы эти признаки отмечаете, значит, ребёнок нуждается в помощи. Лучше обратиться к детскому психологу.

 

24 января/ М. Юлия

Добрый день. Я заметила у своего ребёнка серьёзные изменения. Он стал упрямым, капризным, вздорным. Ему три года. Это кризисное явление или недочёты в воспитании?

Здравствуйте, Юлия. Психология кризиса 3 лет у ребёнка - обязательный этап в развитии, помогающий осознать себя как личность, и нужно помочь ребёнку пережить этот сложный период жизни. На интенсивность кризиса может влиять и стиль воспитания. В семьях с диктаторским методом воспитания проявления кризиса могут проходить более бурно, интенсивно. Проявление кризиса выражается в желании делать всё самостоятельно, отрицая установленные порядки, правила поведения в семье, ребёнок формирует независимость, при этом создаются предпосылки для развития самооценки. Предоставьте ребёнку больше самостоятельности. Определите круг обязанностей. Пусть помогает мыть посуду, накрывать на стол - отнесёт, допустим, тарелку. Не отказывайте, когда ребёнок хочет помочь с уборкой в квартире. Хвалите за все хорошие поступки. Посмотрите на то с положительной стороны - ваш ребёнок становится самостоятельным. Так уважайте право ребёнка на самостоятельность и его выбор. Ему действительно важно попробовать делать что-то самому. В семье придерживайтесь единой тактики воспитания. Не ругайте ребёнка. Если он допустил ошибки, помогите ему их исправить. Не наказывайте ребёнка. Дети всегда должны быть уверены, что родители будут их любить, несмотря ни на что.

 

24 января/ Д. Анна

Здравствуйте. Мой ребёнок очень застенчив, и самооценка, на мой взгляд, низкая. Как с этим работать?

Здравствуйте, Елена. Чрезмерная застенчивость действительно говорит о том, что у ребёнка занижена самооценка. И хотя он этого не осознает, зато прекрасно чувствует. Помощь ребёнку состоит в том, чтобы повысить уверенность в собственных действиях и поступках. Застенчивый ребёнок не сможет нормально общаться с детьми, играть с ними, заводить друзей. Его пугают новые люди и обстановка. Важно научить взаимодействовать ребёнка с людьми. Чаще хвалите своего ребёнка, подбадривайте и поощряйте словесно. Делайте это как можно чаще. Когда ребёнок чувствует поддержку любящих родителей, это придаёт уверенности. Спрашивайте мнение ребёнка по тому или иному вопросу. Пусть чувствует, что с ним считаются, что его мнение важно. Таким образом, растёт и самооценка. Дети примеряют социальные роли через игру. Оттачивайте навыки взаимодействия с социумом в сюжетных играх. Ребёнок без страха и тревоги может попробовать себя в любом образе. Посещайте людные места. Находясь в местах скопления детей, ребёнок привыкает находиться в обществе. К тому же он видит образцы поведения других: как общаются, взаимодействуют.

 

23 января/ Г. Ольга

Здравствуйте. Что делать для подготовки ребёнка с синдромом Дауна к школе?

Добрый день, Ольга. Школа развивает способности учеников, интерес и любознательность. Детям с синдромом Дауна учебные дисциплины даются не совсем легко, имеются определённые сложности, которые необходимо учитывать при подготовке к школе. Нет быстроты мышления, низкий уровень концентрации внимания и объём памяти. Слабое развитие мелкой моторики и графо моторики.  Затруднено восприятие информации на слух, но наглядные методы материала хорошо воспринимаются детьми. В подготовке к школе большое значение имеет расширение кругозора об окружающем мире. На прогулках, поездках за город рассказывайте ребёнку о растениях, животных, цветах и птицах. Учите наблюдать и сравнивать, находить отличия т.д. Знания о природе, событиях окружающей жизни является хорошим подспорьем в учёбе. Важно поощрять детскую любознательность, обстоятельно отвечать на детские вопросы. Составляйте рассказы по картинкам, развивайте речь ребёнка, обогащайте её. До школы необходимо развивать мышление ребёнка, сообразительность. Организуйте занятия. Тренируйте ребёнка в счёте конкретных предметов (кубиков, палочек, орехов и др.) в пределах 10. В ходе различных игр ребёнок будет узнавать, что одни предметы больше, длиннее, другие меньше, короче, слева, справа. Надо чаще обращать на это внимание. Известно, что труднее всего дети овладевают письмом. Подготовке к письму помогут разнообразные ручные занятия: ребёнок может рисовать, лепить из глины и пластилина, штриховать рисунки, вырезать из бумаги, изготовлять игрушки из картона, шишек. Помните, что подготовка к школе решается на протяжении всего дошкольного возраста, а не одним годом.

 

23 января/ Ф. Юлия

Добрый день. Мой ребёнок посещает детский сад, в целом адаптировался не плохо, воспитатели хвалят. Но в последнее время он перевозбуждён особенно перед сном. Что делать в этом случае?

Здравствуйте, Юлия. Если ребёнок перевозбуждён перед сном, необходимо каждый вечер проводить следующие мероприятия (все, либо выборочно):

  • Прежде всего, наладить режим дня и строго его выполнять.
  • Рисование карандашами, восковыми мелками или красками оказывает на детей успокаивающее действие.
  • Перед сном обязательны водные процедуры: помимо гигиенической функции, тёплая вода помогает мышцам расслабиться и подготавливает организм ко сну. Можно приготовить ребёнку ванну с пеной, поиграть с ним в спокойные игры.
  • Почитайте перед сном добрую сказку. Выключите телевизор.
  • Успокаивающее действие оказывает классическая музыка.
  • Слегка массажируйте и поглаживайте ребёнка, это поможет ему успокоиться перед сном. Нежный контакт с мамой может помочь успокоить перевозбуждённого ребёнка.
  • Дайте ребёнку выпить тёплое молоко непосредственно перед сном.

Из указанных рекомендаций придумайте свой ритуал и следуйте ему. Это поможет вам не только наладить сон и здоровый отдых, но и ещё больше сблизит вас. Если же данные способы не помогают, проанализируйте, переносит ли ваш ребёнок имеющиеся нагрузки. Возможно, вам следует пересмотреть режим дня и нагрузки. В случае, если ваши усилия тщетны, необходимо обратиться к специалистам, например, к невропатологу.

 

21 января/ С. Кристина

Здравствуйте. Моему ребёнку 4 года и он очень часто закатывает истерики. Как мне при том реагировать и что делать?

Здравствуйте, Кристина. Понаблюдайте и проанализируйте, какие события и ситуации предшествуют истерики у ребёнка. Важно отметить, что ребёнку в состоянии истерики обязательно требуется зритель. Дети всегда выбирают в качестве объекта своих истерик человека, причём из членов семьи на роль зрителя подходит именно того, кто наиболее чувствителен к его поведению. Очень важно не показывать ребёнку, что  детский «концерт» хоть каким-то образом Вас беспокоит. Какими бы сильными ни были при этом слезы, крики и топанье ногами. Если ребёнок хоть раз добьётся своего при помощи истерики, он будет пользоваться этим способом постоянно. Нельзя задабривать ребёнка во время истерики. Уступить - значит, стать жертвой манипуляции, которая будет совершенствоваться, продолжаться. Желательно, чтобы спокойной тактики поведения и неприятия истерик придерживались все члены семьи, чтобы мамино «нет» никогда не превращалось в папино «да». Тогда ребёнок довольно быстро поймёт, что истерика - это вообще не метод, и прекратит их демонстрировать. Если кто-то из взрослых будет реагировать, то он рискует стать единственным зрителем детских истерик. При длительных и тяжёлых проявлениях истерики все-таки лучше проконсультироваться с детским неврологом, так как такие же симптомы свойственные некоторым нервным расстройствам.

 

18 января/ Г. Евгения

Здравствуйте. Ребёнку около 4 лет, планируем его отдать в детский сад. Как помочь ему адаптироваться?

Здравствуйте, Евгения. Время, когда ребёнок идёт в детский сад очень сложное и для него самого, и для вас, родителей. Ещё до начала посещения детского сада нужно сформировать у ребёнка начальные навыки самообслуживания (приём пищи, навыки ходить на горшок). Примерно за два-три месяца до начала посещения детского сада надо установить режим дня, близкий к режиму в учреждении, и стараться неукоснительно соблюдать его, даже по выходным. Нелишне будет также приучить малыша к новым блюдам, если до этого его рацион был иным, чем в детском саду. В первые две недели пребывание ребёнка в детском саду пусть будет непродолжительным: от одного до трёх часов. Важно сформировать положительные эмоции от садика и постепенно подготавливать к более длительному отрыву от дома. Когда настроение, сон и аппетит малыша приходят в норму, можно считать, что адаптационный период завершился. Разрешайте ребёнку взять с собой любимые игрушки: так он будет чувствовать связь с домом. Адаптационный период у детей проходит по-разному, в среднем это два-три месяца, в течение которых совершенно необходимо помогать ребёнку освоиться, и привыкнуть к новому для него образу жизни, проявить терпение и доброжелательность.

 

16 января/ П. Ольга

Здравствуйте. Мой ребёнок боится темноты. Как с этим бороться?

Здравствуйте Ольга.  Каждый человек чего-то боится и это не зависит от возраста. Страх - это вполне естественная реакция организма на раздражитель, который наше подсознание видит как опасность. Но если преодолеть страхи взрослые могут самостоятельно, то детям это сделать довольно трудно. Они зачастую и сами не понимают, что с ними происходит. Вы не сможете победить все детские страхи, потому что их множество у любого ребёнка.  Ваша задача  научиться прорабатывать страхи. Зачастую виновником детского страха становится чересчур развитое воображение. Играйте против страха. Поиграйте в лесных зверушек, используя сначала детские тоннели, а затем более затемнённый вариант «норки» из плотного одеяла. Нарисуйте самый страшный страх, а затем специальным «волшебным» карандашом или кистью дорисуйте забавные элементы и посмейтесь над этим страхом. Придумайте и разыграйте игры-путешествия с преодолением препятствий (с завязанными глазами, например), непременно высмеивайте и побеждайте злодеев. Играйте в театр теней, главное, чтобы страшное и злое было успешно и весело побеждено. Игры в прятки. Короткие тренировки в игре помогут легче принимать темноту в реальной жизни. Прячьтесь вместе под одеяло, разглядывайте тени на стене днём, сравнивайте образы теней с формой облаков. Учите ребёнка отличать реальность от плода фантазии. Игры, которые могут помочь в преодолении страха, очень разнообразны. Важно ещё и то, что они воздействуют на детскую личность в целом: самооценку, уверенность в себе, коммуникативные качества, волевые процессы.

 

14 января/ Г. Юлия

Здравствуйте. Как определить имеет ли ребёнок гиперактивность или он просто активный. И что сделать, чтобы ребёнок избавился от излишней активности.

Здравствуйте Юлия. Каждый ребёнок активен и любознателен, но есть детки, активность которых по сравнению со сверстниками повышена. Гиперактивность можно заподозрить по ряду симптомов:

  • плохой ночной сон - длительное и беспокойное засыпание, частые просыпания, плач;
  • неусидчивость, неспособность доводить до конца начатое дело, излишнее беспокойство;
  • неустойчивость эмоциональной сферы, вспышки импульсивности;
  • проблемы с поведением;
  • забывчивость, невнимательность, отсутствие сосредоточения;
  • Любой вид деятельности вызывает у ребёнка проблемы.

Не каждого активного и легко возбуждаемого ребёнка относят к категории деток, у которых есть синдром гиперактивности. Чтобы диагностировать СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивность), следует выявить у ребёнка основные симптомы такого нарушения, которые проявляются дефицитом внимания, импульсивностью, гиперактивностью.

Проявления дефицита внимания:

  • Ребёнок не может длительно сосредотачиваться на предметах.
  • У ребёнка не получается долго концентрировать внимание.
  • Если дать ребёнку прямую инструкцию, он её не выполняет либо начинает выполнять и не заканчивает.
  • Ребёнку трудно организовать свою деятельность. У него наблюдается частое переключение от одного занятия на другое.
  • Забывчивость.
  • Рассеянность внимания.
  • Гиперактивным детям сложно выполнять задания, которые требуют умственного напряжения.

Проявления импульсивности и гиперактивности:

  • Ребёнок часто встаёт с места.
  • Когда ребёнок волнуется, он интенсивно двигает ногами или руками.
  • Он поднимается с места очень резко и часто бегает.
  • Ему трудно участвовать в спокойных играх.
  • У него не получается дожидаться своей очереди во время занятия или игры.
  • Вовремя выявленная гиперактивность, позволяет ребёнку сформировать нормальное поведение и лучше адаптироваться в коллективе среди других людей.

Для решения проблемы гиперактивных детей необходимо позаботиться о режиме дня. Не забывайте о ежедневных ритуалах: системное чтение сказки на ночь или утренняя зарядка погасит чрезмерное перевозбуждение. Постарайтесь не менять режимные моменты.  Доброжелательные и бесконфликтные отношения в семье уменьшат активность. Не нужно сдерживать эмоции. Ограничивайте просмотр телепередач агрессивного содержания. Не жалейте слов похвалы.

 

10 января/ Д. Марина

Здравствуйте. Много приходится слышать о том, что социализация для детей-инвалидов важная составляющая. Как развить у ребёнка  социальные навыки?

Здравствуйте, Марина. С первых дней своей жизни ребёнок окружён близкими людьми и тем самым уже включён в социальное взаимодействие. Но по мере взросления ему необходимо расширение контактов. В семье ребёнку закладывают общепринятые правила поведения, и в процессе взаимодействия с другими людьми дети получают определённый социальный опыт (в детском саду, в школе). Личность ребёнка формируется и развивается под влиянием других людей, и важно научить ребёнка за свои действия и поступки нести определённую ответственность. Этот и есть процесс социализации. Социальное развитие - это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе. Социальный опыт приобретается ребёнком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Все люди, которые общаются с ребёнком, так или иначе, влияют на его развитие. В дошкольном возрасте именно в семье закладываются основы будущей личности, формируются привычки, особенности поведения. Так же очень много времени ребёнок проводит в детском саду. И от того, как сложатся его отношения со сверстниками, с педагогами, зависит многое. Социализация ребёнка достигается благодаря его общению с взрослыми и сверстниками. У большинства детей развитие общения может быть достигнуто только в образовательном процессе, и в детском саду для этого достаточно возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, осваивают навыки поведения, которые помогают выстраивать и регулировать отношения с окружающими.