Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии

Я познаю мир

Новости

Все новости

Методические материалы

«Адаптация ребёнка к детскому саду»

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду.  Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения:  чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания. Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к новой жизни.

Что такое адаптация? Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Дома ребёнок привык к определённому образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т.д. В детском саду большинство условий будут новыми для ребёнка, к ним ребёнку придётся приспосабливаться и привыкать.

В процессе приспособления (адаптации) поведение и реакции у ребёнка на многое могут резко поменяться:

- эмоциональное состояние (ребёнок много плачет, раздражается);

- нарушается аппетит (ребёнок ест меньше и реже, чем обычно);

- нарушается сон (ребёнок не может заснуть, сон кратковременный, прерывистый);

-утрачиваются приобретённые навыки (малыш может вернуться к соске или перестать проситься на горшок, речь может затормозиться);

- в период адаптации дети нередко заболевают (это связано и с психическим напряжением, и с тем, что ребёнок сталкивается с новыми вирусами).

Но эти изменения являются естественной реакцией на новые условия жизни, поэтому к ним нужно отнестись с пониманием. Для  ребёнка детский сад, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших психических затрат и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.   

А привыкание к детскому саду у всех происходит по-разному, это во многом определяется индивидуально-личностными особенностями малыша: типом его нервной системы, степенью общительности и доброжелательности, уравновешенности, наличием/отсутствием привычки выполнять требования взрослых, сформированностью навыков самообслуживания и т.д. При лёгкой адаптации поведение детей нормализуется в течение месяца. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней. Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается. При средней степени адаптации дети привыкают к садику дольше, до 2-3 месяцев. При тяжёлой адаптации срок привыкания может продлиться до 6 месяцев и даже больше.

Чтобы облегчить малышу процесс адаптации, необходимо обеспечить плавное вхождение в новые условия – и поначалу приводить ребёнка всего на 2 часа; через несколько дней, когда эмоциональное состояние ребёнка и другие показатели адаптации в детском саду стабилизируются – оставлять до обеда. Позже начать оставлять и на дневной сон, и на полный день. Время пребывания ребёнка в детском саду индивидуально, определяется воспитателями на основе наблюдений за ребёнком. В период адаптации воспитатели, по мере своих сил и возможностей, стараются обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку, дать максимум ласки и заботы. На первых этапах вхождения ребёнка в условия детского сада воспитатели стремятся получить как можно больше информации о новых детях – об их особенностях и привычках – и учитывать их при взаимодействии с малышами. Поэтому не избегайте бесед с воспитателями о вашем ребёнке.

 

Кому адаптироваться легче? Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, гуляли возле садика, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребёнка к тому, какой его ждёт в саду. Для того чтобы легко встать утром, ложиться нужно не позже 20:30. Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не разговаривали об этом. Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам. В присутствии ребёнка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. В выходные дни не меняйте режим дня ребёнка. Не перегружайте малыша  в период адаптации. У него в жизни сейчас столько изменений, и лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему. Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте ребёнка, гладьте по голове, говорите ласковые слова.

 

Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка! Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру). Больше всего родитель и ребёнок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошёл спокойно? Главное правило таково: спокойна мама - спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и ещё больше расстраивается. Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребёнок расстаётся относительно спокойно, а другого никак не отпускает от себя, продолжая переживать после его ухода. Обязательно скажите, что вы придёте, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придёт после какого-то события, чем ждать её каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!

Чего нельзя делать ни в коем случае?

Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.

Нельзя пугать детским садом. Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным. Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребёнке. Это наводит малыша на мысль, что сад - это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдёт вообще. Когда речь идёт об адаптации ребёнка к саду, часто говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» почти всегда остаются родители, которые находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Они тоже остро нуждаются в помощи и почти никогда ее не получают. Часто мамы и папы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад - это момент отделения ребёнка от родителей, и это испытание для всех. Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И тогда скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!

 

«Самооценка ребёнка. Что это такое?»

Самооценка - это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию. Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто можно слышать: «Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!». Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребёнка о себе. Именно в семье ребёнок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.

Как проявляется уровень самооценки в поведении?

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым даётся негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удаётся.

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребёнка можно услышать: «Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать». Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами. Это, конечно, очень краткие описания. Но, может быть, кто-то из вас, дорогие родители, узнал своего ребёнка. Хотите проверить, какая самооценка у вашего малыша? Это легко сделать с помощью теста «Лесенка». Его используют с 3-х лет. Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите её ребёнку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке - чуть получше, на третьей ещё лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребёнок правильно понял расположение на ступеньках, поэтому можно его об этом переспросить. А теперь спросите, на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остаётся сделать выводы. Если ребёнок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка. Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).  А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена. Но для детей-дошколят завышенной считается самооценка, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку. Что же делать, если самооценка Вашего ребёнка неадекватна (сильно завышена или занижена)? Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое ваше обращение к ребёнку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи - все это оказывает влияние на отношение ребёнка к себе. То есть, вы можете помочь ребёнку сформировать адекватную самооценку. Не оберегайте ребёнка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польёт цветок, получит удовольствие и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он ещё просто не дорос. Не перехваливайте ребёнка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Если малыш давно умеет сам есть ложкой, не нужно каждый раз за это хвалить, но если у него получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу, обязательно отметьте это достижение.

Поощряйте в ребёнке инициативу. Не забывайте, что ребёнок внимательно наблюдает за вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра). Не бойтесь искренне любить своего ребёнка и показывать ему свою любовь

Игры, которые помогут Вам лучше узнать своего ребёнка, сформировать и поддержать у него адекватную самооценку

«Имя»

Можно предложить ребёнку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить своё. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребёнок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

 «Жмурки»

Не удивляйтесь, эта старая, всем известная игра очень полезна: она поможет Вашему ребёнку почувствовать себя в роли лидера, что может, в случае успеха, значительно воздействовать на самооценку. Можно играть в классические «Жмурки», можно дать в руки колокольчик и т.д.

«Зеркало»

В эту игру можно играть вдвоём с ребёнком или с несколькими детьми. Ребёнок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребёнок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, «Зеркало» должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребёнку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.

Можно поиграть и в «Прятки», и в «Магазин», и просто надувать шары, кто быстрее. Главное, чтобы ребёнок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.

 

«Детская ложь»

Ложь, будь она детская или взрослая - это искажение действительности ради достижения желаемой цели, либо искажения не желаемых последствий. В большей или меньшей степени искажение действительности встречается у всех детей. При этом стоит различать ложь и фантазирование. Жизнь каждого ребёнка-дошкольника наполнена выдумками и фантазиями. Это одна из психологических особенностей возраста, так как способность отделять мир от реальности формируется к началу школьного этапа жизни, т.е. к 7-8 годам.

Ребёнок-дошкольник часто склонен изображать события не такими, каковы они на самом деле, а какими ему хотелось их видеть; он фантазирует, играя ими, отождествляя себя с персонажами сказок. Однако чрезмерное пристрастие ребёнка к мысленному, а затем словесному проигрыванию воображаемых ситуаций может свидетельствовать о каком-либо неблагополучии в его эмоциональной жизни, недостатках воспитательной среды. В фантазиях ребёнок всегда находится в выигрышном положении, участвует в интересных событиях. Этим он как бы пытается компенсировать реальное положение вещей, в которых его роль незначительна, а эмоциональный мир беден. Такое фантазирование легко переходит в ложь с элементами хвастовства, когда ребёнок в ответ на недооценку его окружающими людьми, стремиться преувеличить свои достоинства. Но если в 4-5 лет фантазии ребёнка невинны, то в 5-6 лет малыш начинает задумываться над тем, как можно избежать наказаний. Интуитивный поиск способов избегания неприятностей останавливается на самом лёгком - лжи. Это средство всегда доступно и помогает в минимальные сроки достичь желаемого. Ложь по своей природе многолика и многогранна, так же многочисленны и мотивы, толкающие ребёнка на ложь. Как это часто бывает, неблаговидные поступки детей являются следствием ошибок и просчётов взрослых. Например, ребёнка обвиняют в том, что он без разрешения съел все конфеты, оставленные на столе, а фантики были найдены у брата. Малыш отказывается говорить, что это не он подбросил фантики. Взрослым есть над чем задуматься. Во-первых, это сигнал о том, что не всё благополучно в отношениях между братьями, но скорее всего это не простая детская ревность, а неосознанно культивируемое родителями соперничество, проявляющееся в сравнениях  друг с другом. Во-вторых, нужно помнить, что у дошкольников волевые усилия или произвольный контроль поведения развиты слабо, они не могут противостоять соблазну. Тем более, что система запретов со стороны многих взрослых неоправданно широка, а, следовательно, малоэффективна. Другой причиной лживости ребёнка может быть завышенная система требований, предъявляемых к нему родителями. Скорее всего, эти требования не основываются на реальных возможностях и желаниях ребёнка. В этом случае он пытается оградить себя от необоснованных нападок, а также уберечь родителей от разочарования. Обычно, оправдывая своё неумение что-либо делать (в зависимости от требований родителей), ребёнок косвенно обвиняет кого-либо или что-либо другое: обстоятельство, нерадивость воспитателей, сверстников, учителей. Чаще всего такая ситуация складывается в неполных семьях, в которых мать одна воспитывает ребёнка, желая ему самого лучшего и боясь, что его обидят.

Что же является движущей силой, толкающей ребёнка на ложь? Страх! Страх потерять любовь родителей, их расположение, страх быть неоправданно обвинённым, наказанным. Трагизм ситуации в постоянном страхе быть пойманным. В итоге - замкнутый круг. Постепенно он привыкает к такой ситуации и развивается в рамках двойной морали - для себя и для других. Ещё одной широко распространённой причиной детской лжи является, пример окружающих ребёнка взрослых. Дети-дошкольники склонны к подражанию, они перенимают манеру поведения, движения, слова тех людей, которые им нравятся и которые пользуются у них авторитетом. Чаще всего таковыми являются родители. И если ребёнок часто становиться свидетелем лжи родителей, он начинает воспринимать её как норму. Тем труднее объяснить ему, что «обманывать нехорошо».

 

Рекомендации родителям по данной проблеме:

Постарайтесь выяснить, почему ребёнок лжёт.

  • Объясните  детям вред лжи.
  • Чем старше ребёнок, тем искуснее он лжёт. И тогда ложь может быть незамеченной.
  • Чувство вины возникает, когда лжёшь человеку, чьи взгляды разделяешь. Проще лгать излишне строгим, суровым родителям.
  • Нет чувства вины, когда ребёнок считает, что все лгут. Чем чаще лгут, тем меньше чувство вины. Страх разоблачения - когда последствия будут очень неприятны.
  •  Лучше использовать требование доверием, но только если взрослый авторитет. Трудно солгать, если дорожишь доверием взрослых.

 

Как предотвратить детскую ложь?

  • Помогите поверить, что на ошибках учатся, чтобы ребёнок не испытывал необходимости скрывать свои ошибки.
  • Дайте понять, что он любим вами без всяких усилий. Помните, что дети могут просто лгать, чтобы не разочаровывать родителей.
  • Оцените их по достоинству: «Спасибо, что ты сказал мне правду. Я знаю, что было трудно. Я восхищаюсь тем, что ты готов встретить последствия своей ошибки. Я знаю, что ты справишься с ними, и это послужит тебе опытом.
  • Прекратите тотально контролировать ребёнка, заставляя тем самым лгать, чтобы угодить вам.
  • Многие дети лгут, чтобы защитить себя от осуждения и критики окружающих. Они хотят верить, что они хорошие.
  • Сосредоточьтесь на установлении общности и доверия в отношениях со своим ребёнком. Это обычно самый быстрый путь исправления поведения, который вы находите предосудительным.

 

 

Источник:

http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/detskaya-lozh.html

https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-adaptaciya-rebenka-k-detskomu-sadu-478752.html

https://psychologytoday.ru/stories/samootsenka/samootsenka-rebenka/

http://a2b2.ru/methods/11056_samoocenka_rebenka_chto_eto_takoe/

https://yandex.ru/search