Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии

Я познаю мир

Новости

Все новости

Методические материалы

Основные причины детского непослушания

В жизни каждой семьи когда-то наступает такой период, когда  ребёнок наотрез отказывается слушать и слышать своих родителей, всячески противостоит требованиям и просьбам и проявляет своенравие. Искоренить непослушание ребёнка, великий труд, который стоит немалых усилий со стороны родителей. Но так или иначе детским противостояниям всегда есть явная причина. На детское непослушание влияют особенности детской психики и развития. Ребёнок с раннего возраста познаёт мир, не понимая, как это делать правильно: он тянет в рот различные предметы, вырывает цветы из горшков, переливает чай и напитки на пол. А родительские табу на данные действия только подогревают интерес, и порождают желание продолжать в том же духе. Научитесь видеть личность в своём ребёнке с самого момента его рождения, и дайте возможность этой личности всесторонне развиваться. Ведь каждый ребёнок индивидуален по-своему, имеет свой характер и свои особенности.

Выделяют несколько причин детского непослушания:

  • Недостаток родительского внимания.
  • Неумение слушать и слышать ребёнка. У малыша своё восприятие мира, ему трудно понять родителей, которые запрещают делать много интересных с их точки зрения вещей.
  • Ребёнок копирует ваше поведение. Не позволяйте себе то, что запрещаете ребёнку.
  • Родители то запрещают, то разрешают делать какие-то вещи – непоследовательны в своих требованиях. Дети пользуются этим и настаивают на своём.
  • Неправильный стиль воспитания детей, когда родители впадают в крайности от жёсткого авторитаризма с подавлением воли ребёнка до предоставления чуть ли неограниченной свободы действий.

Что делать?

Во-первых, непослушный ребёнок - это ребёнок, имеющий своё личное мнение. Во-вторых, это заведомо формирует в нём становление взрослой личности с устойчивым характером. Чтобы сократить незримую связь родителей и непослушного ребёнка, есть несколько правил:

  • Проводите с ребёнком хотя бы минут 15 наедине, без отвлекающих внешних факторов (телевизоры, компьютеры, телефоны). Поговорите с ним по душам, выслушайте его. Будьте участливы, не оставайтесь равнодушным.
  • Старайтесь не давить на ребёнка, а договариваться с ним. Необходимо вникать в его состояние и выслушивать. Объяснять суть своих требований и к чему может привести невыполнение их.
  • Ни в коем случае не ведите себя агрессивно по отношению к ребёнку. 
  • Требуя с ребёнка, сами соответствуйте этим требованиям. Дети всегда повторяют действия  своих родителей. Если вы резко реагируете на действия окружающих, будьте уверены, что ваш ребёнок будет в точности следовать вашим поступкам. Ругаетесь нецензурной бранью, ребёнок будет делать то же самое. Сначала тайком, а когда подрастёт и при вас.
  • Важно иметь согласованность в действиях обоих родителей. А     также будьте последовательны в своих требованиях. Нельзя разрешать завтра то, что запрещали сегодня.
  • Стиль воспитания должен быть максимально демократичным. Авторитарное давление приведёт к тому, что ребёнок вырастет неуверенным в себе человеком, не имеющим своего мнения и настойчивости. Потакание будет способствовать появлению беспечности и безответственности.
  • Любите своих детей, уделяйте им максимум своего внимания.

 

Особенности воспитания самостоятельности у детей с синдромом Дауна

 Обычно самостоятельность понимают примерно так: это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью. Это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия. Если говорить о детях с синдромом Дауна, будет более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: «это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых». Именно ближайшее семейное окружение: мама, папа, бабушка и дедушка - транслируют жизненные принципы и образцы поведения. Очень многое зависит от отношения родителей, от их веры в возможности ребёнка и их безусловного принятия. Если не выдвигаются чрезмерные требования, а планомерно и очень терпеливо развиваются личность ребёнка и такие качества, как ответственность, настойчивость, любовь и терпение, можно говорить о начальном этапе становления самостоятельности. Главный принцип воспитания самостоятельности детей с ОВЗ - идти от самого ребёнка и его возможностей. Для этого необходимо присмотреться к нему, что у него получается, что может выполнить с помощью взрослого, а что сам: выбросить мусор, убрать игрушки, застегнуть молнию на куртке, умываться, и т.д.

Задача на начальном этапе - превратить унылое и рутинное действие в праздник и радоваться даже незначительным проблемам ребёнка. Дети с синдромом Дауна могут научиться многому, но процесс их обучения, как правило, занимает больше времени. Навыки самообслуживания и поведения в быту, вот чему в первую очередь необходимо учить ребёнка с синдромом Дауна. Они не только обеспечивают самостоятельность и соответствующую возрасту независимость, но и служат развитию личности ребёнка, способствуют повышению его самооценки и уверенности в себе. Известно, что трудности в социальной адаптации детей в значительной степени определяются недостаточной сформированностью элементарных бытовых навыков. К числу основных навыков, обеспечивающих самостоятельность ребёнка в любой ситуации, относятся навыки самообслуживания, навыки ухода за домом - умение накрывать на стол и убирать со стола; мыть посуду; расстилать и застилать кровать; поддерживать порядок и чистоту в доме. Кроме того, то или иное достижение на пути к самостоятельности способно мгновенно поднять самооценку ребёнка, повысить его социальный и психологический статус внутри семьи и детского коллектива, побудить к дальнейшим усилиям и новым достижениям. При освоении навыков самообслуживания и личной гигиены ребёнок нуждается в создании специальных условий.

Важна, даже такая мелочь, как: высота стола и стульчика (при обучении навыкам самостоятельности во время еды), резиновый коврик на дне ванны (при обучении умению мыться и принимать душ), удобная «ступенька» перед раковиной, отодвинутые от стола стулья или табуреты (во время обучения накрывать на стол) и т.д. Ребёнку с синдромом Дауна необходимы именно «уроки» самообслуживания - специально выделенное для отработки навыков время, несколько минут обучения и повторения. При обучении и отработке каждого конкретного навыка необходимо максимально облегчить ребёнку первые шаги по его освоению. Кроме того, серьёзной проблемой может стать отличие требований, которые предъявляются к ребёнку в семье разными взрослыми. Во избежание подобного рода разногласий и противоречий, способных осложнить путь ребёнка к самостоятельности, всем взрослым необходимо чётко понимать, какими навыками и умениями ребёнок владеет на данный момент, что уже сейчас он способен делать самостоятельно, и придерживаться во взаимоотношениях с ребёнком одинаковых требований к нему.

Следующее важное правило обучения ребёнка бытовым и гигиеническим навыкам состоит в том, что каждое занятие должно завершаться успехом. Неудача, сопровождаемая отрицательными эмоциями, может спровоцировать отказ от дальнейшего участия в обучении или нежелание выполнять уже почти освоенное действие. Продвигаться в обучении нужно медленно и маленькими шажками, начиная обучение с шага, следующего после тех, которые уже освоены ребёнком, и переходить на следующий этап лишь тогда, когда ребёнок к этому готов. Ещё одно важнейшее правило - это непрерывность учебного процесса. Ребёнок должен всегда делать то, что он уже умеет, получая минимальную помощь. Настойчивость и терпение - вот главные качества взрослого.

 

Основные правила воспитания

Принципов и правил воспитания  много, но подход для каждого ребёнка индивидуален. Несмотря на это, есть общие, главные правила для родителей, которые необходимо соблюдать, вне зависимости от личных качеств. Родителям важно приучать ребёнка к самостоятельности, а, значит, независимости от взрослого человека. Давать необходимые знания, умения и навыки для роста и развития.

Единое воспитание.

Очень часто родители не могут сойтись во мнении, как воспитывать ребёнка, и каждый делает то, что считает нужным. При таком подходе способы и принципы воспитания родителей противоречат друг другу. Когда такое происходит, ребёнок начинает приспосабливаться, чтобы угодить обоим родителям. Он начинает юлить, перестаёт быть искренним, начинает много лгать, изворачиваться.

Избегать унижений.

Всеми способами старайтесь избегать унижений в отношении ребёнка. Не надо говорить ему такие фразы, как «Да чем ты думаешь?», «Ты вообще что-нибудь понимаешь?» и тому подобные. Главное, чего ждёт ребёнок от своих родителей - это поддержки, защиты и похвалы. Эти три составляющих мотивируют ребёнка. Если его постоянно унижать, он может полностью потерять уверенность в себе, и ни к чему хорошему это не приведёт.

Не угрожайте.

 «Ещё раз так сделаешь, ты у меня получишь». Когда Вы угрожаете ребёнку, кроме страха и ненависти к Вам, ребёнок ничего не чувствует. Если эти угрозы и подействуют, то только от страха, а не от понимания неправильности своего поведения. Он не будет хотеть исправиться, он будет делать это через силу, а, значит, с побочными последствиями.

Выполняйте обещания.

Всегда выполняйте обещания - это формирует в ребёнке уверенность в Вас, а, значит, и в себе. Очень важно, чтобы ребёнок ощущал уверенность в родителях.

Наказывайте правильно. Наказывать ребёнка необходимо. Другое дело: как наказывать? Мы говорим не о тех наказаниях, которые несут физическую расправу, а о тех наказаниях, которые являются психологически тяжёлыми для ребёнка, но не вызывают при этом ощущения неполноценности. Такие виды наказания всегда действенны для ребёнка: лишение ребёнка игр; лишение того, что ему нравится; изменение намеченных планов, которые интересны ребёнку. Для ребёнка физическое наказание - это самое страшное. Все дети разные, одни от физического наказания не сломаются, а другие - даже от лёгких шлепков получат сильнейшее психологическое расстройство, которое отразится на всей дальнейшей жизни. Если Вы научитесь правильно наказывать, то ребёнок, становясь старше, уже будет уметь самостоятельно и правильно рассуждать, а, значит, оценивать свои поступки. Это позволит ему избегать многих ошибок, позволит быть более самостоятельным и отвечать за себя. Во всём нужна родительская поддержка.

Не заставляйте ребёнка в чём-то клясться и обещать.

«Поклянись, что больше этого не сделаешь». Родители очень любят выпрашивать обещания у детей, даже понимая, что ребёнок его не сдержит. Так Вы учите ребёнка заведомо врать вам. Ребёнок, конечно же, хочет Вам угодить, поэтому если Вы просите, то он пообещает, даже тогда, когда знает, что не исполнит обещания. Это входит в привычку. Со временем, ребёнок понимает, что лучше пообещать всё, что Вы хотите и вас успокоить, чем Вы будете нервничать. Замените обещание «никогда так не делать» на обещание «стараться не повторять эту ошибку, и стараться думать».

Излишне не опекайте.

Даже сильное проявление любви и заботы может навредить Вашему ребёнку. Как уже было сказано, задача родителей - научить ребёнка самостоятельности и независимости от взрослого. Это - важно, чтобы ребёнок, вырастая, учился отвечать за свои поступки. Чрезмерная опека лишает его этой возможности.

Не требуйте полного и немедленного повиновения.

Ребёнок - это личность с характером, желаниями и эмоциями. Ребёнок - не робот и не собачка, поэтому Ваша задача: убеждать и предлагать, а не приказывать.

Не позволяйте ребёнку всё, что ему вздумается.

Многие родители позволяют ребёнку все, что он хочет, даже если это вредит окружающим или является аморальным. Такой подход к воспитанию вредит ребёнку. Родители для того и нужны, чтобы оберегать и направлять своих детей.

Будьте последовательны.

Это значит, что, если Вы сегодня в хорошем настроении и разрешаете ребёнку сидеть за компьютером целый день, а завтра, вдруг, вспоминаете, что это вредно и начинаете запрещать, то для ребёнка неясно: «Почему?» Даже, если Вы начнёте ему это объяснять, то для него это будет - лишь Ваш каприз. Так ребёнок может запутаться, и это вызовет серьёзные проблемы. Поэтому всегда будьте последовательны в своих действиях и решениях.

Личный пример.

Вы можете сколько угодно учить и объяснять, что не надо врать, надо убирать за собой вещи, надо быть рассудительным. Но ребёнок не сможет это принять и осознать, если вы сами хаотичны, если он видит, что Вы лжёте (кому угодно), если Вы неаккуратны. И, наоборот, можно не учить, но на Вашем примере ребёнок сам будет учиться, так как дети неосознанно подражают своим родителям.

Важно помнить, что к детям надо относиться с уважением и любовью, соответственно их возрасту. Нельзя требовать слишком много, во всём нужна мера, а, главное, Ваше понимание и поддержка.

 

Источники:

https://superwoomen.ru/semya-i-deti/detskoe-neposlushanie-prichiny-chto-delat.html

https://www.adou.ru/categories/5/articles/85

http://gid-mama.ru/pravila-dlya-roditelej/

«Адаптация ребёнка к детскому саду»

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду.  Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения:  чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания. Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к новой жизни.

Что такое адаптация? Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Дома ребёнок привык к определённому образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т.д. В детском саду большинство условий будут новыми для ребёнка, к ним ребёнку придётся приспосабливаться и привыкать.

В процессе приспособления (адаптации) поведение и реакции у ребёнка на многое могут резко поменяться:

- эмоциональное состояние (ребёнок много плачет, раздражается);

- нарушается аппетит (ребёнок ест меньше и реже, чем обычно);

- нарушается сон (ребёнок не может заснуть, сон кратковременный, прерывистый);

-утрачиваются приобретённые навыки (малыш может вернуться к соске или перестать проситься на горшок, речь может затормозиться);

- в период адаптации дети нередко заболевают (это связано и с психическим напряжением, и с тем, что ребёнок сталкивается с новыми вирусами).

Но эти изменения являются естественной реакцией на новые условия жизни, поэтому к ним нужно отнестись с пониманием. Для  ребёнка детский сад, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших психических затрат и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.   

А привыкание к детскому саду у всех происходит по-разному, это во многом определяется индивидуально-личностными особенностями малыша: типом его нервной системы, степенью общительности и доброжелательности, уравновешенности, наличием/отсутствием привычки выполнять требования взрослых, сформированностью навыков самообслуживания и т.д. При лёгкой адаптации поведение детей нормализуется в течение месяца. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней. Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается. При средней степени адаптации дети привыкают к садику дольше, до 2-3 месяцев. При тяжёлой адаптации срок привыкания может продлиться до 6 месяцев и даже больше.

Чтобы облегчить малышу процесс адаптации, необходимо обеспечить плавное вхождение в новые условия – и поначалу приводить ребёнка всего на 2 часа; через несколько дней, когда эмоциональное состояние ребёнка и другие показатели адаптации в детском саду стабилизируются – оставлять до обеда. Позже начать оставлять и на дневной сон, и на полный день. Время пребывания ребёнка в детском саду индивидуально, определяется воспитателями на основе наблюдений за ребёнком. В период адаптации воспитатели, по мере своих сил и возможностей, стараются обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку, дать максимум ласки и заботы. На первых этапах вхождения ребёнка в условия детского сада воспитатели стремятся получить как можно больше информации о новых детях – об их особенностях и привычках – и учитывать их при взаимодействии с малышами. Поэтому не избегайте бесед с воспитателями о вашем ребёнке.

 

Кому адаптироваться легче? Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, гуляли возле садика, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребёнка к тому, какой его ждёт в саду. Для того чтобы легко встать утром, ложиться нужно не позже 20:30. Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не разговаривали об этом. Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам. В присутствии ребёнка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. В выходные дни не меняйте режим дня ребёнка. Не перегружайте малыша  в период адаптации. У него в жизни сейчас столько изменений, и лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему. Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте ребёнка, гладьте по голове, говорите ласковые слова.

 

Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка! Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру). Больше всего родитель и ребёнок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошёл спокойно? Главное правило таково: спокойна мама - спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и ещё больше расстраивается. Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребёнок расстаётся относительно спокойно, а другого никак не отпускает от себя, продолжая переживать после его ухода. Обязательно скажите, что вы придёте, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придёт после какого-то события, чем ждать её каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!

Чего нельзя делать ни в коем случае?

Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.

Нельзя пугать детским садом. Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным. Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребёнке. Это наводит малыша на мысль, что сад - это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдёт вообще. Когда речь идёт об адаптации ребёнка к саду, часто говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» почти всегда остаются родители, которые находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Они тоже остро нуждаются в помощи и почти никогда ее не получают. Часто мамы и папы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад - это момент отделения ребёнка от родителей, и это испытание для всех. Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И тогда скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!

 

«Самооценка ребёнка. Что это такое?»

Самооценка - это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию. Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто можно слышать: «Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!». Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребёнка о себе. Именно в семье ребёнок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.

Как проявляется уровень самооценки в поведении?

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым даётся негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удаётся.

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребёнка можно услышать: «Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать». Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами. Это, конечно, очень краткие описания. Но, может быть, кто-то из вас, дорогие родители, узнал своего ребёнка. Хотите проверить, какая самооценка у вашего малыша? Это легко сделать с помощью теста «Лесенка». Его используют с 3-х лет. Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите её ребёнку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке - чуть получше, на третьей ещё лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребёнок правильно понял расположение на ступеньках, поэтому можно его об этом переспросить. А теперь спросите, на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остаётся сделать выводы. Если ребёнок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка. Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).  А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена. Но для детей-дошколят завышенной считается самооценка, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку. Что же делать, если самооценка Вашего ребёнка неадекватна (сильно завышена или занижена)? Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое ваше обращение к ребёнку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи - все это оказывает влияние на отношение ребёнка к себе. То есть, вы можете помочь ребёнку сформировать адекватную самооценку. Не оберегайте ребёнка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польёт цветок, получит удовольствие и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он ещё просто не дорос. Не перехваливайте ребёнка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Если малыш давно умеет сам есть ложкой, не нужно каждый раз за это хвалить, но если у него получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу, обязательно отметьте это достижение.

Поощряйте в ребёнке инициативу. Не забывайте, что ребёнок внимательно наблюдает за вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра). Не бойтесь искренне любить своего ребёнка и показывать ему свою любовь

Игры, которые помогут Вам лучше узнать своего ребёнка, сформировать и поддержать у него адекватную самооценку

«Имя»

Можно предложить ребёнку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить своё. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребёнок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

 «Жмурки»

Не удивляйтесь, эта старая, всем известная игра очень полезна: она поможет Вашему ребёнку почувствовать себя в роли лидера, что может, в случае успеха, значительно воздействовать на самооценку. Можно играть в классические «Жмурки», можно дать в руки колокольчик и т.д.

«Зеркало»

В эту игру можно играть вдвоём с ребёнком или с несколькими детьми. Ребёнок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребёнок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, «Зеркало» должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребёнку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.

Можно поиграть и в «Прятки», и в «Магазин», и просто надувать шары, кто быстрее. Главное, чтобы ребёнок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.

 

«Детская ложь»

Ложь, будь она детская или взрослая - это искажение действительности ради достижения желаемой цели, либо искажения не желаемых последствий. В большей или меньшей степени искажение действительности встречается у всех детей. При этом стоит различать ложь и фантазирование. Жизнь каждого ребёнка-дошкольника наполнена выдумками и фантазиями. Это одна из психологических особенностей возраста, так как способность отделять мир от реальности формируется к началу школьного этапа жизни, т.е. к 7-8 годам.

Ребёнок-дошкольник часто склонен изображать события не такими, каковы они на самом деле, а какими ему хотелось их видеть; он фантазирует, играя ими, отождествляя себя с персонажами сказок. Однако чрезмерное пристрастие ребёнка к мысленному, а затем словесному проигрыванию воображаемых ситуаций может свидетельствовать о каком-либо неблагополучии в его эмоциональной жизни, недостатках воспитательной среды. В фантазиях ребёнок всегда находится в выигрышном положении, участвует в интересных событиях. Этим он как бы пытается компенсировать реальное положение вещей, в которых его роль незначительна, а эмоциональный мир беден. Такое фантазирование легко переходит в ложь с элементами хвастовства, когда ребёнок в ответ на недооценку его окружающими людьми, стремиться преувеличить свои достоинства. Но если в 4-5 лет фантазии ребёнка невинны, то в 5-6 лет малыш начинает задумываться над тем, как можно избежать наказаний. Интуитивный поиск способов избегания неприятностей останавливается на самом лёгком - лжи. Это средство всегда доступно и помогает в минимальные сроки достичь желаемого. Ложь по своей природе многолика и многогранна, так же многочисленны и мотивы, толкающие ребёнка на ложь. Как это часто бывает, неблаговидные поступки детей являются следствием ошибок и просчётов взрослых. Например, ребёнка обвиняют в том, что он без разрешения съел все конфеты, оставленные на столе, а фантики были найдены у брата. Малыш отказывается говорить, что это не он подбросил фантики. Взрослым есть над чем задуматься. Во-первых, это сигнал о том, что не всё благополучно в отношениях между братьями, но скорее всего это не простая детская ревность, а неосознанно культивируемое родителями соперничество, проявляющееся в сравнениях  друг с другом. Во-вторых, нужно помнить, что у дошкольников волевые усилия или произвольный контроль поведения развиты слабо, они не могут противостоять соблазну. Тем более, что система запретов со стороны многих взрослых неоправданно широка, а, следовательно, малоэффективна. Другой причиной лживости ребёнка может быть завышенная система требований, предъявляемых к нему родителями. Скорее всего, эти требования не основываются на реальных возможностях и желаниях ребёнка. В этом случае он пытается оградить себя от необоснованных нападок, а также уберечь родителей от разочарования. Обычно, оправдывая своё неумение что-либо делать (в зависимости от требований родителей), ребёнок косвенно обвиняет кого-либо или что-либо другое: обстоятельство, нерадивость воспитателей, сверстников, учителей. Чаще всего такая ситуация складывается в неполных семьях, в которых мать одна воспитывает ребёнка, желая ему самого лучшего и боясь, что его обидят.

Что же является движущей силой, толкающей ребёнка на ложь? Страх! Страх потерять любовь родителей, их расположение, страх быть неоправданно обвинённым, наказанным. Трагизм ситуации в постоянном страхе быть пойманным. В итоге - замкнутый круг. Постепенно он привыкает к такой ситуации и развивается в рамках двойной морали - для себя и для других. Ещё одной широко распространённой причиной детской лжи является, пример окружающих ребёнка взрослых. Дети-дошкольники склонны к подражанию, они перенимают манеру поведения, движения, слова тех людей, которые им нравятся и которые пользуются у них авторитетом. Чаще всего таковыми являются родители. И если ребёнок часто становиться свидетелем лжи родителей, он начинает воспринимать её как норму. Тем труднее объяснить ему, что «обманывать нехорошо».

 

Рекомендации родителям по данной проблеме:

Постарайтесь выяснить, почему ребёнок лжёт.

  • Объясните  детям вред лжи.
  • Чем старше ребёнок, тем искуснее он лжёт. И тогда ложь может быть незамеченной.
  • Чувство вины возникает, когда лжёшь человеку, чьи взгляды разделяешь. Проще лгать излишне строгим, суровым родителям.
  • Нет чувства вины, когда ребёнок считает, что все лгут. Чем чаще лгут, тем меньше чувство вины. Страх разоблачения - когда последствия будут очень неприятны.
  •  Лучше использовать требование доверием, но только если взрослый авторитет. Трудно солгать, если дорожишь доверием взрослых.

 

Как предотвратить детскую ложь?

  • Помогите поверить, что на ошибках учатся, чтобы ребёнок не испытывал необходимости скрывать свои ошибки.
  • Дайте понять, что он любим вами без всяких усилий. Помните, что дети могут просто лгать, чтобы не разочаровывать родителей.
  • Оцените их по достоинству: «Спасибо, что ты сказал мне правду. Я знаю, что было трудно. Я восхищаюсь тем, что ты готов встретить последствия своей ошибки. Я знаю, что ты справишься с ними, и это послужит тебе опытом.
  • Прекратите тотально контролировать ребёнка, заставляя тем самым лгать, чтобы угодить вам.
  • Многие дети лгут, чтобы защитить себя от осуждения и критики окружающих. Они хотят верить, что они хорошие.
  • Сосредоточьтесь на установлении общности и доверия в отношениях со своим ребёнком. Это обычно самый быстрый путь исправления поведения, который вы находите предосудительным.

 

Источник:

http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/detskaya-lozh.html

https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-adaptaciya-rebenka-k-detskomu-sadu-478752.html

https://psychologytoday.ru/stories/samootsenka/samootsenka-rebenka/

http://a2b2.ru/methods/11056_samoocenka_rebenka_chto_eto_takoe/

https://yandex.ru/search

 

Трудовое воспитание в семье.

Уважаемые родители! Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребёнка. Трудолюбие не даётся от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребёнка. Он развивает сообразительность, любознательность, инициативу, тренирует память. А так же труд развивает мышление.  Ребёнку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Труд детей в семье должен быть посильным. Вовсе не обязательно возлагать на плечи ребёнка уборку всей квартиры, но попросить его обтереть пыль с подоконника вполне можно. Используйте удобный момент - интерес. Любому ребёнку интересно поработать пылесосом.

Помните, давая поручения ребёнку, необходимо доступно объяснить последовательность выполнения. Ребёнку необходимо знать, зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут. Только так сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся. Например, если цветы не полить - они могут погибнуть, если мы не помоем посуду, то будем кушать из грязной.
Труд ребёнка не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Любой труд должен быть поощрён: поблагодарите ребёнка, похвалите, оцените его старания. Даже если ребёнок сделал что-нибудь не так. А если он что-либо разобьёт, сломает, не вздумайте ругать его, ведь ребёнок хотел помочь. Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями. Постепенно у ребёнка сложится положительное отношение не только к тем видам труда, которые связаны с игрой, но и к тем, которые не так интересны, но необходимы, то есть происходит осознание важности трудовой деятельности. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания. Если сами взрослые трудятся с энтузиазмом, то и ребёнок будет стремиться к этому. Когда ребёнок видит, что труд для взрослых - это тяжёлое бремя, то и сам будет относиться аналогично. Поэтому сами родители должны браться за любую работу с желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей хорошим примером. Учите ребёнка доводить начатую им работу до конца, не торопите и не подгоняйте, умейте ждать, пока он завершит работу сам.

Параллельно с трудовым воспитанием необходимо воспитывать уважение к труду взрослых, к бережному отношению его результатам. Ребёнок должен видеть пример взрослых.
Только систематическое выполнение трудовых обязанностей будет способствовать воспитанию организованности, ответственности, привычки к трудовому усилию, что так важно для подготовки ребёнка к школе.

 

Методические рекомендации для родителей по вопросам успешной социальной адаптации ребёнка.

Заинтересованность и помощь. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечёт за собой адекватную самооценку ребёнка, способствует успехам в учёбе и развитию в целом. Недостаточная родительская поддержка, наоборот, может привести к низкой самооценке ребёнка, плохой успеваемости в школе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому поведению.

Способность родителей слушать, понимать и сопереживать. Неспособность родителей к эмпатии (сопереживанию), отсутствие у них эмоциональной восприимчивости и понимания мыслей и чувств ребёнка могут привести к развитию равнодушия и у ребёнка. Уважение к ребёнку, общение родителей с ним способствуют установлению гармоничных отношений в семье. Любовь родителей и положительные эмоции в семейных отношениях связаны с близостью, привязанностью, любовью, восприимчивостью, члены семьи при этом проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость. Если же в семье преобладают отрицательные эмоции, то наблюдается холодность, враждебность, отторжение, что может привести: либо к преобладанию у ребёнка потребности в любви, либо к формированию у него замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким людям.

Признание и одобрение со стороны родителей.

Доверие к ребёнку. Недоверие к детям, как правило, свидетельствует о том,

что родители проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины. Неуверенные в себе родители  больше других склонны бояться за своих детей.

Отношение к ребёнку как к самостоятельному и взрослому человеку.

Руководство со стороны родителей. Наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении. Родители, не проявляющие гибкости в воспитании, отказываются пересматривать свои взгляды и менять точку зрения. Они нетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически и возлагают на детей неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту и развитию. Это подавляет развитие личности ребёнка, что, в итоге приводит к стрессовым ситуациям в отношениях между родителями и детьми.

Личный пример родителей. Способность подать хороший пример для подражания, следовать тем же принципам, которым учите детей.

Тесное сотрудничество со школой. Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или со специалистами.

 

Рекомендации родителям по адаптации к школе детей с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Процесс адаптации у детей с ограниченными возможностями здоровья более протяжённый. Он может продолжаться до полугода, а в некоторых случаях может быть и более длительным. Это, как правило, связано с тем, что у детей более медленно формируются новые навыки, необходимые как для адаптации и социализации, так и для обучения.

Школьная дезадаптация чаще всего проявляется в невозможности обучения ребёнка по программе в соответствии с его способностями, проблемах поведения, в конфликтных отношениях со сверстниками и педагогами, повышенного уровня тревожности. Все это повышает вероятность психосоматических заболеваний. Поэтому профилактика школьной дезадаптации - одна из важнейших задач, объединяющих учителей, школьного педагога-психолога и родителей.

Можно выделить основные причины, вызывающие у младших школьников трудности адаптации к школе:

  • Слабое развитие произвольности.
  • Недостаточное развитие у ребёнка внутренней учебной мотивации.
  • Подчинение новым для него правилам школьной жизни.
  • Общение с учителем.
  • Недостаточно развитие способности к взаимодействию с другими детьми.
  • Завышенные требования со стороны родителей.
  • Состояние здоровья и уровень физиологического развития.
  • Соматическая ослабленность детей.
  • Гиперактивность.
  • Нарушение эмоционально-волевой сферы.

Рекомендации родителям:

Развивайте внутреннюю мотивацию детей.

Для этого желательно:

  • предоставить ему свободу выбора;
  • максимально снять внешний контроль;
  • сделать возможным, чтобы интерес и радость были основными переживаниями школьника в процессе обучения;
  • учитывать запросы, интересы детей;
  • самый мощный стимул в обучении «Получилось!!!». Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учёбы. Нужно научить ребёнка разбираться в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребёнок смог самостоятельно их сделать. Если ребёнок, в каком то, виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти;
  • поддерживать веру в себя, ведь уверенность в себе и собственных силах способствует усилению внутренней мотивации.

Показывайте ребёнку, что его любят таким, каков он есть, а не за его достижения. Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребёнку, что  он хуже других. Отвечайте по возможности честно и терпеливо на  любые вопросы ребёнка. Не стесняйтесь подчёркивать, что вы им гордитесь. Всегда говорите ребёнку правду, даже когда вам это невыгодно. Оценивайте только поступки, а не самого ребёнка. Не добивайтесь успеха силой. Всегда выполняйте свои обещания, данные ребёнку. Будьте последовательны в своих действиях и требованиях. Признавайте право ребёнка на ошибки. Относитесь с пониманием к тому, что у ребёнка что-то не получается сразу, если родители верят в успех, спокойно и ровно относятся к своему ребёнку, то тем самым они помогают ему справиться со всеми трудностями. Чаще хвалите своих детей. Помните, ребёнок относится к себе так,  как относятся к нему взрослые. Иногда попробуйте ставить себя на место своего ребёнка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним. Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребёнком.

Проблема адаптации первоклассника к обучению в школе является одной из самых важных. От того, как ребёнок адаптируется к школе, насколько успешно пройдут его первые месяцы и первый год в образовательном учреждении, зависит не только успешность его обучения, но и способность к дальнейшему психическому, личностному и социальному развитию.

 

Источники:

http://ped-kopilka.ru/blogs/lyubov-nikolaevna-komova/konsultacija-dlja-roditelei-na-temu-trudovoe-vospitanie-v-seme/html

https://docviewer.yandex.ru/view/162528704

https://infourok.ru/adaptaciya-u-pervoklassnikov-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-rekomendacii-roditelyam-i-pedagogam-po-soprovozhdeniyu-pr-3270746.html