Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии

Новости

Все новости

Информация для родителей

Родитель – как член команды в раннем вмешательстве

Современные тенденции оказания помощи детям с нарушениями в развитии раннего возраста заключаются в том, что деятельность и рекомендации специалистов направлены на поддержку семьи и усиление её способностей обеспечить полноценное развитие и обучение для своего ребёнка. Кроме того, существует ряд принципов, на которых строятся передовые практики программ раннего вмешательства, признанные наиболее эффективными для развития младенцев и детей первых лет жизни. Одним из них является то, что раннее вмешательство должно проводиться в естественной среде, которая обеспечивает ежедневный опыт, а также успешную коммуникацию с близкими людьми, то есть семья обеспечивает ежедневный контекст (среду), в котором ребёнок растёт и развивается. Составляя индивидуальные программы поддержки семьи, команда специалистов должна учитывать потребности и возможности конкретного ребёнка и его семьи.

Поэтому мы считаем, что одним из основных принципов работы раннего вмешательства является принцип «Родитель - член команды». Основой сотрудничества родителей и специалистов является достижение общих целей и решение задач при взаимной поддержке. Роль родителей в команде очень важна: он знает своего ребёнка лучше других, знаком с особенностями его поведения в различных ситуациях, между ними существует эмоциональная связь, обеспечивающая понимание и взаимодействие. Именно родитель, сопровождая ребёнка в ходе его развития, обучения и воспитания, сотрудничая со специалистами, становится главным человеком в этом процессе.

В раннем возрасте, особенно в первые годы жизни, развитие ребёнка происходит в процессе взаимодействия с матерью и другими близкими. Общение мамы с ребёнком строится на основе близких необусловленных отношений любви и теплоты и представляет собой в первую очередь уход и игру. Ребёнок с какими-либо проблемами/нарушениями в развитии не перестаёт быть ребёнком, и оптимальными условиями его обучения является чувство привязанности матери и ребёнка, вследствие чего происходит формирование личности ребёнка и всех его основных навыков: двигательных, речевых, коммуникативных, познавательных. Зачастую бывает так, что если у ребёнка имеются какие-либо нарушения, то всё внимание родителей сосредоточивается на диагнозе и методах лечения, а не на его индивидуальных особенностях развития, которые необходимо учитывать при организации взаимодействия, общения с ребёнком в быту или в игре. Основная цель работы команды специалистов заключается в том, чтобы помочь семье создать оптимальные условия для развития ребёнка, не ломая модели семейного взаимодействия, при этом родитель должен занимать активную позицию, так как индивидуальная программа поддержки семьи реализуется именно родителями, а специалисты оказывают им необходимую поддержку: информационную, методическую, психолого-педагогическую, социальную. Взаимодействие с ребёнком, а не воздействие на него, становится основным принципом его развития.

Родители являются главными людьми в воспитании ребёнка, главными они остаются и в процессе его обучения. Активная позиция при взаимодействии со специалистами позволяет родителям получить не только необходимую информацию по формированию познавательных, двигательных, речевых навыков и умений, но также даёт им возможность стать равноправными и успешными помощниками в реализации индивидуальной программы поддержки семьи. Однако активная позиция не равна активным действиям, они могут совпадать, но далеко не всегда. Старательное выполнение рекомендаций не всегда означает активное включение. Что же такое активная жизненная позиция? Это устойчивая позиция личности, направленная на преобразование внешних условий в соответствии со своими убеждениями и системой ценностей. Родитель с активной жизненной позицией отличается тем, что он ясно осознаёт свои цели, мотивы и принципы, его поведение является отражением этого. Для достижения целей такой родитель умеет соподчинять свои мотивы на основе расстановки приоритетов. Это внутренний процесс, а внешне он выражается в отказе от второстепенного во имя главного.

Во время работы с семьёй активную позицию можно сформировать у родителей следующими приёмами:

  • Инициатива. Запрос к специалисту должен исходить от родителей. Задача специалиста - уточнить, конкретизировать запрос.
  • Позиция специалистов, взаимодействующих с семьёй: «Мне интересен каждый участник взаимодействия, мне не всё равно кто Вы».
  • Мотивация со стороны родителей. Та информация, которой владеет специалист, должна быть актуальна для родителей. Это вызывает интерес и стимулирует желание активно отвечать, размышлять.
  • Открытые формы вопросов. Использование готового решения обычно вызывает пассивность, а выбор из нескольких вариантов на основе своих знаний и опыта стимулирует активность родителей.
  • Структурированность. Регулярное взаимодействие специалистов с семьёй создаёт ощущение предсказуемости и определённости. Организованность родителей способствует формированию активной позиции.
  • Гибкость и одновременно границы взаимодействия специалиста с семьёй делают процесс общения оптимальным. У сторон всегда есть возможность выбора направления развития и обучения ребёнка.
  • Диалог – это форма общения специалиста с родителями; беседа, основа которой является обратная связь.
  • Количество информации для родителей должно быть дозировано. Объёмная информация даётся отдельно, когда есть время на её обдумывание и последующее обсуждение. Это даёт возможность родителям полноценно воспринимать и использовать полученную информацию.
  • Важными аспектами формирования родительской активности являются креативность и систематизация опыта в организации коррекционно-развивающего пространства для ребёнка раннего возраста.

С 2007 года на базе нашей организации работает служба ранней помощи. Это двухступенчатая система. Первая ступень — это помощь семьям с детьми от рождения до полутора лет. Она включает в себя: первичный приём, в ходе которого происходит знакомство с семьёй и установление контакта; диагностику уровня развития ребёнка, составление индивидуальной программы поддержки семьи. На данном этапе существуют две формы оказания помощи семье: консультирование специалистами не реже 1 раза в месяц на базе службы или включение семьи в программу домашнего визирования, когда специалист проводит консультацию непосредственно там, где живёт семья и ребёнок. Вторая ступень — это помощь семьям с детьми от полутора до четырёх лет. Здесь также существуют две формы работы: консультирование специалистами не реже 1 раза в месяц на базе службы или включение детей в индивидуальные и групповые занятия (периодичность — 2 раза в неделю).   В нашей службе осуществляется только психолого-педагогическое сопровождение семьи. Для консультирования по вопросам здоровья ребёнка семьи направляются в учреждения, которые могут оказывать специализированные медицинские услуги. Кроме того, наши специалисты предоставляют семье информацию обо всех службах, в которых семье помогут справиться с проблемами в развитии ребёнка.

Работая с семьями на базе нашей организации, специалисты учитывают особенности и закономерности развития детей раннего возраста, специфику межличностных, внутрисемейных отношений, модель семьи. При консультативной поддержке команды специалистов родители реализуют индивидуальную программу развития ребёнка в игре, в быту и в процессе специально организованных игровых занятиях. Также в совместной работе специалисты применяют методы и приёмы, направленные на формирование активной позиции у самого ребёнка.

В апреле 2010 года к нам обратилась за помощью одна из семей, проживающих в Новосибирской области. Маленькой Ксюше на тот момент было два месяца. В 2011 году Ксюша начала посещать развивающие занятия в адаптационной группе. Несмотря на то, что семья живёт достаточно далеко и транспорт, на котором приходится добираться до места расположения нашей службы, ходит с большими интервалами, на назначенные занятия Ксюша с мамой приезжают регулярно, старясь ни одного не пропускать. В промежутках между занятиями мама Ксении – Наталья Александровна – всегда звонит поинтересоваться, состоится ли следующее занятие, или предупредить, если они не смогут приехать, чтобы избавить педагогов от напрасного ожидания. Также она делится со специалистами успехами своей дочки и задаёт вопросы об играх, приёмах и методиках, увиденных на занятии, так как переносит этот опыт и в повседневные домашние занятия с ребёнком; советуется, как ещё можно применить полученные на групповых и индивидуальных занятиях знания, и размышляет, правильно ли она поняла ту или иную информацию.

За время посещения занятий у специалистов с мамой Ксении установился доверительный контакт, она рассказала о том, какое участие в жизни и воспитании девочки принимают другие члены семьи: папа, старшая сестра, бабушки и дедушки, а также ближайшее социальное окружение - врачи местной поселковой больницы и воспитатели детского сада, который посещает старшая сестра, и куда на праздники приходит и Ксюша.

 В связи с отдалённостью места проживания в 2012 году командой специалистов было принято решение о том, что семья будет включена в программу домашнего визитирования. В ходе работы данного проекта специалисты отвечали на множество вопросов, касающихся актуального уровня развития девочки, её дальнейшего воспитания и развития, а также способов оптимальной организации домашнего развивающего пространства, которые задавали теперь не только мама, но и папа, бабушка. Приятно отметить, что родственники не просто задают вопросы, но всегда выполняют «домашние задания» и рекомендации, получаемые от специалистов. Наблюдая за игрой девочки в нашем центре, во время посещения групповых занятий, отмечая, какие игры и игрушки ей интересны, мама и папа стараются найти и приобрести подобные, либо изготовить их самостоятельно. При посещении специалистов на дому мама обязательно показывает, что они купили для Ксюши, рассказывает, интересны ли ей эти игрушки дома, и показывает, как они организуют совместное занятие, и при необходимости просит совета или подсказки.

Ксюша включена родителями в повседневную жизнь и деятельность семьи как полноправный человек.

Вот что рассказывает сама мама о своей девочке:

«Сейчас нашей Ксюше уже два с половиной года. Она очень нежная, ласковая, весёлая, хозяйственная и общительная девочка. Мы её все очень любим. Когда Ксюша просыпается утром, её улыбка, как лучик солнца, – чистая и открытая, всегда даёт большой прилив энергии и сил. Наша большая и дружная семья радуется каждому её открытию, каждому новому сказанному слову. Хотя речь её ещё не совсем разборчива, но мы рады тому, что она всё же что-то говорит. С самого рождения Ксюши мы не заостряли внимания на её диагнозе, а воспитывали как обычного ребёнка. И хотя трудностей много, но мы учимся понимать друг друга и общаться так, чтобы Ксюша тоже понимала нас. Ксюша при своём небольшом словарном запасе может объяснить свои желания: когда хочет пить, есть, гулять или играть. Сама одевается. Она знает, что когда больно, надо только показать маме, папе и они всегда тебя пожалеют.

Наша доченька очень хозяйственная. Она помогает нам: старается подметать пол веником, кормит цыплят, утят, поросят, собирает у курочек яички. Мы пасём утят, а загоняет их она сама. Ксюша «читает» книги, самостоятельно кушает и пьёт из кружки. С удовольствием рисует. И хотя это каракули, но это уже успех. Ксюша любит кормить кукол, раздевать их и укладывать спать.

Мы хотим для Ксюши всего того, чего каждый родитель желает для своего ребёнка, стараемся, чтобы наша девочка росла доброй и счастливой. Ведь если Ксюша счастлива, то счастливы и все мы, если ей хорошо, то и нам хорошо».

На данный момент Ксюша продолжает посещать службу ранней помощи, они вместе с мамой приезжают на индивидуальные занятия по формированию коммуникативных навыков и подготовке к детскому саду. Несмотря на отдалённость места проживания от развивающих центров и школ раннего развития и плохую транспортную развязку, родителям совместно со специалистами удалось достигнуть положительных результатов в работе. У ребёнка хорошо сформированы социальные и бытовые навыки, она охотно общается с родными, помогает в домашних делах, старается самостоятельно есть, сама одевается и раздевается. Девочка охотно идёт на контакт с педагогами и детьми во время занятий, с нетерпением ждёт приезда специалистов на домашний визит. Внимательно слушает взрослых во время занятий, выполняет инструкции. Если что-то не хочет делать, спокойно показывает это жестами, выражает эмоции восхищения, удивления. Просит дать ей игрушку, вызвавшую интерес. Если мы, специалисты, во время занятий что-то не понимаем в речи и поведении Ксении, мама всегда охотно и с удовольствием всё объясняет нам, чтобы мы так же могли понимать её ребёнка, как это делает она сама. Иногда кажется, что Наталья может говорить о своей девочке, о своём «лучике солнца», бесконечно.

                            

Опыт работы показывает, что взаимодействие с семьёй в целом, а не только с ребёнком, является важным условием успешной работы команды специалистов и родителей. Во время работы с семьёй важно учитывать индивидуальные особенности каждого участника взаимодействия: ребёнка, родителей, близких взрослых. Первичные приёмы, консультации, развивающие занятия должны осуществляться в комфортной для семьи обстановке, чтобы снизить уровень тревожности и внутреннего напряжения родителей. Активное участие семьи в реализации индивидуальной программы развития ребёнка способствует тому, что родители конструктивно решают вопросы обучения и воспитания ребёнка.

Коллектив  ГООИ «Общество «ДАУН СИНДРОМ»

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Детско-родительские отношения. Стили воспитания и последствия.

Воспитание – процесс сложный и многогранный. Кроме целенаправленного  воспитания, осуществляемого родителями, на  ребёнка  влияет  атмосфера семьи, семейные условия и ценности. Любые деформации в семье оказывают неблагоприятные воздействии на развитие личности ребёнка.

Различают  два вида деформации семьи: структурную и психологическую.

Структурная деформация семьи — это нарушение  целостности семьи, связанное чаще всего с отсутствием одного из родителей.

Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений, преобладанием отрицательных ценностей, асоциальных установок и т.п.

Как структурная, так и психологическая деформация семьи оказывают серьёзное влияние на формирование личности ребёнка. Статистические и научные данные наблюдений и практического опыта  работы позволили выделить типичные, неправильно сложившиеся  стили семейного воспитания, приводящие к нежелательным результатам воспитания.

Попустительски-снисходительный стиль, когда родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что «все дети такие», либо рассуждают так: «Мы сами такими же были». В подобных случаях  трудно изменить  самоуспокоенность  таких родителей,  обратить их внимание на проблемные моменты  поведения ребёнка. Определенная часть родителей строит  свои отношения с окружающими по принципу «наш ребёнок всегда прав». Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Они продолжают искать виновных на стороне. Дети из таких семей  особенно  склонны к  серьёзным дефектам морального сознания: они лживы и жестоки, весьма трудно поддаются перевоспитанию.

Демонстративный стиль, когда родители, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуются на своего ребёнка. Они рассказывает на «каждом углу» о проступках ребёнка, часто  преувеличивая степень их опасности, вслух заявляют, что сын (дочь) растет   «не поймешь  кем и какими». Это приводит к утрате у ребёнка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, происходит озлобление по отношению к взрослым и родителям.

Педантично-подозрительный стиль, при котором родители не верят и  не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребёнка, круг его интересов, занятий, общения.

Жёстко-авторитарный стиль присущ родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко избить ребёнка, считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный приём - физическая расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных.

Увещевательный стиль. В противоположность жестко-авторитарному стилю. В этом случае родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применять никаких волевых воздействий и наказаний. Дети в таких семьях, что называется, «садятся на голову», возникают ситуации из известной басни Крылова «Васька слушает, да ест».

Отстранённо-равнодушный стиль возникает, как правило, в семьях, где родители занимаются своей личной жизнью или  бесконечной работой. У них  нет  ни времени, ни душевных сил для своих детей. Равнодушны, как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними.

Воспитание по типу «кумир семьи» часто возникает по отношению к «поздним»  или  единственным детям. В таких случаях на ребёнка готовы молиться, все его просьбы и прихоти выполняются. Формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же родители.

Непоследовательный стиль - когда у родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми - от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлении, что приводит к потери родительского влияния на детей. Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением старших, родителей. Нужна терпеливая, твердая, последовательная линия поведения родителей.

Самая главная задача каждого родителя – подготовка ребёнка к взрослой жизни. Если ребёнок чувствует любовь, заботу и внимание родителей – это формирует в его сознании эмоциональную стабильность, принципы сотрудничества и ответственности.

Но, как бы того ни хотелось ни детям, ни родителям, полной гармонии в детско-родительских отношениях добиться очень сложно. Родители не всегда умеют становиться на место ребёнка, забывая о том, что когда-то сами были такими, а детям, в свою очередь, сложно принять непонятный мир взрослых. При воспитании детей родителям не стоит забывать, что их чада – это «маленькие» взрослые, личности, со своими наклонностями и уникальными особенностями, которые, тем не менее, являются отражением их собственных черт. Основные стереотипы поведения у ребёнка закладываются в возрасте до 7 лет. Это тот возраст, до которого формируется основной стиль поведения ребёнка, его привычки и комплексы. Дети наследуют наши, и только наши, склонности и предрасположенности. И если вам что-то не нравится в собственном ребёнке – истребите это сначала в себе, а он изменится, увидев исчезновение этого поведения у вас. Дети — они подражатели – до определенного возраста основным источником правильности и идеала для них являются только родители. Необходимо найти баланс между строгостью и вниманием, опекой и заботой, любовью и обожанием, вашим «я» и личностью ребёнка. Ваш ребёнок – это продолжение вас, и то, каким он станет – это только наша заслуга.

 

Литература:

1.        Аллан Фромм,  «Азбука для родителей». М., 1996

2.        Л.А. Кулик, Н.И. Берестов, «Семейное воспитание», М, 1990

 

≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

Дополнительная коммуникация в игровых и бытовых ситуациях

Коммуникация - это обмен сообщениями между двумя и более собеседниками.

Вербальная коммуникация – коммуникация с помощью слов (активной речи).

Невербальная коммуникации – общение с помощью других средств (жест, мимика, положение тела, эмоциональные проявления и т.п.)

Дополнительные знаки (жесты, символы, письменные слова) реально облегчают процесс коммуникации, делая ее многоканальной (когда задействован, не только слух, но и зрение, а также кинестетическое чувство).

В качестве общепринятого международного обозначения поддерживающей коммуникации используется аббревиатура ААС (AugmentativeandAlternativeCommunication) - дополнительная и альтернативная коммуникация).

 

Нарушения, при которых система альтернативной коммуникации может быть полезна

  • Нарушение слуха. (В среде глухих альтернативная коммуникация очень развита - это язык жестов).
  • Люди с синдромом Дауна.
  • Умственная отсталость, аутизм.
  • Люди с множественными нарушениями,  сочетание нарушениями зрения (и, возможно, слуха) и двигательными нарушениями.
  • Церебральный паралич.


Средства альтернативной коммуникации

В системе альтернативной коммуникации используются разнообразные символы и знаки - жесты, графические изображения, а также технические устройства.

Жесты

В возрасте 8 - 10 месяцев с помощью жестов, мимики и других действий дети начинают выражать потребность в коммуникации. Они в состоянии указывать на определенные части тела или на людей и имитировать простые действия. В этом возрасте ребёнку уже можно предложить отдельные жесты. Использование на первом году жизни коммуникации с опорой на жесты и устной речи позволяет избежать  «молчания», чего так опасаются при раннем применении языка жестов. Коммуникация с опорой на жесты способствует пониманию и общению, а полученный позитивный опыт развивает мотивацию и действия ребёнка.

Многолетний опыт показывает, что жесты способствуют развитию основных языковых структур и тем самым поддерживают когнитивные предпосылки для овладения языком. Поэтому применение жестов не тормозит речевое развитие, а, напротив, положительно влияет на речь. Исследования также показывают, что большинство детей прекращают применять жесты, если могут достаточно общаться с помощью устной речи. Широко используются в среде людей с нарушением слуха, в обучении детей с синдромом Дауна, аутизмом. Жест в коммуникации с ребенком не заменяет слово, а лишь дополняет его. Мы не прекращаем говорить с ребёнком, пользуясь жестами. Опора на жесты даёт ребёнку возможность использовать все доступные ему каналы для запоминания и установления связей. А именно это и лежит в основе развития коммуникации и интеллекта.

Коммуникация с помощью графических символов

К графическим символам относятся фотографии (цветные или черно-белые) с изображением объектов, людей, мест и т.д. Они могут быть заимствованы из каталогов, журналов, этикеток, рекламных объявлений. Среди графических символов широко распространены картинные символы коммуникации  (PCS), используемые как в коммуникативных книгах, так и в технических устройствах, и пиктограммы, выполненные в технике «белое изображение на черном фоне».

Преимущество графических символов в том, что все участники коммуникации могут ориентироваться на один и тот же объект - на соответствующее изображение. По мере накопления графические символы помещаются в коммуникативные таблицы, папки и книги, позволяющие общаться на различные темы.  Решающим для рационального использования таких вспомогательных средств коммуникации является выбор словаря.

Первоначально на ранних этапах речевого развития предъявляют коммуникативные таблицы, содержащие около 50 слов. В зависимости от тяжести ограничения можно предложить 40 и менее слов. Сначала ребёнок учится пользоваться данной формой коммуникации. Ведь дети не сразу начинают говорить - они воспринимают устную речь,  экспериментируют со звуками, и взрослый должен реагировать на эти высказывания, интерпретируемые как попытки коммуникации. И в данном случае следует постоянно применять таблицу, интерпретировать все «высказывания» неговорящего ребёнка и соответствующим образом реагировать на них. Актуализируемый словарь может быть представлен:

  • именами собственными;
  • названиями игрушек;
  • простыми репликами, описывающими ситуации и действия («папы нет», «кукла спит»);
  • словами «пожалуйста» и «спасибо», используемыми в играх, где что-либо дают или берут;
  • словами, употребляемыми во время приёма пищи (есть, пить, (не)  делай так).

 

Коммуникация с помощью технических устройств.

Технические устройства для коммуникации преобразуют введенные (через клавиатуру или иные механизмы ввода) данные в устную или письменную речь. Они используются в системе поддерживающей коммуникации, чтобы открыть людям с ограничениями устной речи возможности общения. Речевое сообщение записывается в устройство через микрофон лицом, владеющим устной речью («естественный речевой вывод- цифровая речь»), либо создается в самом устройстве синтетическим способом («компьютерная речь»). Составление словарного запаса осуществляется следующим образом. Необходимо заранее подумать над тем, какие высказывания будут оптимальными для ребёнка в определенной ситуации. Набор высказываний в сочетании с изображениями вводится в коммуникатор и предоставляется в распоряжение ребёнка. Благодаря этому ребёнок получает возможность использовать в определенной ситуации соответствующую «тематическую страницу». Так, например,  можно ввести в коммуникатор действующих лиц сказки «Репка» или «Теремок».

 

Основные принципы работы по внедрению системы дополнительной коммуникации

  • принцип – от более реального к более абстрактному (от фотографии к схематичному рисунку.
  • принцип избыточности символов – жест, картинка, письменное слово, устное слово.
  • принцип постоянной поддержки мотивации.
  • принцип функционального использования в коммуникации.

 

Требования к символам системы дополнительной коммуникации

  • жесты должны быть легко выполняемыми, простыми.
  • картинки должны быть яркими, привлекательными, быть удобными для манипуляции с ними.
  • предметы и игрушки должны быть яркими и интересными ребёнку.
  • слово должно быть написано специальным простым шрифтом.

 

Игры, способствующие развитию системы коммуникации  и подготовке к использованию  её в быту:

  • Совместное составление расписания с использованием символов.
  • Манипулирование игрушками с жестовым сопровождением.
  • Совместное рассматривание (название, что с этим делают, какого цвета, формы, какому классу объектов относится).
  • Одновременное рисование (говоря об объекте, сразу символически изображать рисовать его).
  • Соотнесение объектов и картинок разной степени абстракции и написанным словом.
  • Картинки, графические изображения прикрепляются в самых распространенных местах, вводятся в рутину.
  • Рассматривание коммуникативных книг.
  • Составление фотоальбома про себя.
  • Составление ритмических стихов с жестами.

 

Литература:

1. Либби Кумин. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна.- М.: Изд. «Монолит», 2004 .

2. Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов. - Изд. «Теревинф», 2011.

3. Интернет – ресурсhttp://autism – aba. blogsport. com