Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии

Новости

Все новости

«Секрет детства» Марии Монтессори

Автор: Нечаева Т., специальный педагог

 Дорогие родители! Сейчас много внимания уделяется раннему развитию ребенка, своевременному раскрытию его способностей и формированию личности. Наверное, среди многих известных названий вы слышали выражение «обучение по системе Монтессори». Монтессори-метод основывается на разумном соотношении между свободой и четкой структурой, специально предназначенной для маленького ребенка. Метод включения детей в интересную для них деятельность представляет собой тщательно разработанные материалы, которые соответствуют естественным потребностям ребенка. Это дает ребенку основательную базу для развития. Монтессори-система становится все более популярной в России, каждый год появляются детские сады и группы, в которых используют метод Монтессори и специальный Монтессори-материал. Чем же он интересен для педагогов и родителей?
  

Мария Монтессори родилась в 1870 году в Италии. В 1896 году она заканчивает университет и становится первой женщиной-доктором в истории этой страны. Она создает специальную школу, а затем и медико-педагогический институт для детей с ограниченными возможностями, где разрабатывает и применяет разнообразный дидактический материал, который вошел в историю как «золотой материал» Монтессори. Дети, обучающиеся в этой школе, достигли потрясающих результатов. После этого Монтессори решает посвятить свою деятельность обычно развивающимся детям более раннего возраста. Она снова поступает в университет – на философский факультет, где изучает экспериментальную психологию и одновременно преподает педагогическую антропологию. Монтессори построила свою методику на наблюдениях за ребенком в естественных условиях и на понимании его таким, каков он есть, а не таким, каким должен выглядеть в глазах взрослых. Ее называли «великим наблюдателем младшего мира», открывшим «секрет детства». Смысл метода, разработанного Монтессори, заключался в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача взрослого – создать максимально благоприятную для ребенка воспитывающую и обучающую среду, которая обеспечивала бы ему комфортное самочувствие и была бы направлена на расцвет всех его способностей. Ребенок должен иметь возможность удовлетворять свои интересы, проявлять свойственную ему активность в исследовании окружающей среды. 
В 1907 году в Италии появляется новый тип дошкольного заведения – школа, получившая название «Дом ребенка», где Монтессори организовала специальную развивающую среду и использовала усовершенствованный дидактический материал, привлекательный и простой в применении, соответствующий возрастным особенностям ребенка. 
В Монтессори-группе устанавливают легкие столики и стулья, которые даже трехлетний малыш может легко переставлять. Есть и маленькие коврики, которые дети расстилают на полу и, лежа или сидя на них, занимаются с материалом. Монтессори-классы организовывались как разновозрастные и включали детей от двух с половиной до шести лет. Ребенок учился работать один или вместе с другими детьми, и этот выбор обычно делал он сам, следуя «основным правилам» класса. Когда ребенок только начинал учиться, ему помогали старшие, более опытные дети. Позже он сам помогал другим, имея сформированные учебные навыки. Так дети приобретали навыки социального поведения. 
В Россию Монтессори-педагогика пришла в 1913 году благодаря замечательному педагогу Ю.И. Фаусек, которая распространяла идеи Монтессори. Однако в 1928 году система была запрещена, так как расходилась с утверждениями Единой трудовой школы РСФСР (отсутствие коллективного воспитания, связей с общественно полезным трудом и т. д.). 
Только в начале 1990-х годов метод Монтессори вернулся в Россию. В 35 регионах – около 450 групп в детских садах, работающих по системе Монтессори. А несколько лет назад в Москве была открыта группа «Вместе с мамой» для детей от восьми месяцев до трех лет. В такой группе после специальной подготовки мама обучает своего малыша вместе с педагогом. Дома родители также стремятся создать такие условия, которые будут направлены на развитие активности ребенка. Ожидаемый эффект Монтессори-группы – высокая мотивация к деятельности. 
Какой же материал находится в группе для малышей? Это Монтессори-материал, специально разработанный для ребенка раннего возраста. Как и в любой Монтессори-группе, этот материал разделен на определенные зоны. 

Важное место занимает зона развития движений, где ребенок совершенствует свои двигательные навыки, развивает чувство равновесия, укрепляет крупные мышцы, развивает навык моторного планирования. Малыши могут залезать на горки, наклонные лесенки, ползать и ходить по доске, части которой располагаются под разным углом относительно друг друга. В этой части группы есть также спортивный комплекс, сухой бассейн. 

Вторая зона – упражнение, установление причинно-следственных связей и переход от действия к деятельности. Ребенок может перетягивать груз через блок, рассматривать, ощупывать и перелистывать страницы сенсорной книги (странички и картинки в ней сделаны из самых разных материалов: картона, меха, разных тканей). Есть также много коробочек, которые очень нравятся детям: коробочка с выдвижным шкафчиком, коробочка с вязаным мячиком, колышками и т. д. Малыши учатся нанизывать диски на горизонтальные и вертикальные штырьки и выполнять много других простых действий, которые складываются в более сложные навыки. 

Зона сенсорного развития дает ребенку возможность использовать его чувства при изучении окружающего мира. Здесь ребенок может научиться различать высоту, длину, цвет, форму, шум, вес различных предметов. В этой зоне малыш не только развивает свои чувства, но и утончает их. 

 Четвертая – зона развития мелкой моторики. Ребенок полутора-трех лет проживает фазу интереса к мелким предметам. Этот интерес должен иметь выход в занимательной для него деятельности. У детей раннего возраста она строится на основе манипуляций с мелкими предметами при их сортировке, пересыпании и т. д. Сенсомоторная координация рук обеспечивается следующими механизмами:
  ·   чувствительность пальцев. При помощи чувствительности люди узнают предмет, определяют его признаки, приспосабливают форму кисти и силу для наилучшего захвата, адекватных действий с предметами.
  ·   Зрение позволяет ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивает их качества, дает возможность планировать захват и действия с ними.
  ·   Механизм регуляции тонуса и сокращения мышц – точные и быстрые движения.
  ·   Двигательная память – автоматизация навыков. 

 Зона упражнений с водой, которые развивают координацию, мелкую моторику и, кроме того, производят терапевтический эффект: снимают повышенную возбужденность, успокаивают ребенка. Они подготавливают его к упражнениям в практической жизни. 

 Зона практических занятий организуется в группах для детей постарше – от двух с половиной до трех с половиной лет. Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используя определенные предметы, малыш учится самостоятельно одеваться, переливать воду, пересыпать, мыть посуду, гладить белье и т. д. 

 Зона продуктивной и изобразительной деятельности. Для детей раннего возраста еще неактуальна технология передачи изображения. Малыша учат использовать разные материалы для рисования, работают с линией, композицией. Важное значение имеет эмоциональный фон этой деятельности, поэтому часто рассказывают истории, сопровождают рисование музыкой и т. д. 

 Зона развития речи. В возрасте от рождения до трех лет ребенок проходит огромный путь в освоении речи. Накапливается словарный запас, малыш начинает произносить первые слова. Материалом для занятий являются все предметы окружающей среды, книги, речевые коробочки с мелкими предметами, карточки с изображением предметов, лото, фигурки животных и их изображения и т. д. Для речевого развития активно используют пальчиковую гимнастику, речь с движением и ролевые игры. 
   
Обучение по методу Монтессори предполагает внимание взрослого к возрастным потребностям ребенка, к периодам особой восприимчивости детей к определенным способам, видам деятельности (их называют сензитивными периодами). Важны индивидуальные особенности ребенка: его темперамент, способности, состояние здоровья, темпы развития в целом. 
Идеи Монтессори легко можно применить и дома. Обсудите со своим педагогом, как лучше устроить место для игры, занятий. Специалист также поможет вам определить, что необходимо для развития малыша в данный момент, выбрать соответствующие игры и занятия. Не торопитесь огорчаться, если у ребенка что-то не получается. Причины могут быть самыми разными и неожиданными. Может быть, малышу неудобно сидеть или он недостаточно уверенно чувствует себя в какой-нибудь позе. Трудно работать руками, когда боишься упасть. Может быть, с этой игрушкой он играет каждый день, и она стала неинтересной. Иногда задания бывают слишком сложными для ребенка этого возраста – обратите внимание, что именно вызывает трудности (например, маленькая ручка на паззле или сложная форма отверстия для фигурки). Взрослый должен быть хорошим наблюдателем и иметь представление о том, что больше всего подходит для работы в данный момент. Замечательно, когда дома малыш имеет возможность заниматься тем, что для него интересно и важно. У каждой мамы на кухне найдется много предметов, с которыми ребенок с удовольствием поиграет, и во время этой игры будут развиваться движения его пальчиков, координация движений и речь. А в комнате в любом шкафу за хитрой дверцей в чудесной коробочке найдутся другие сокровища, игра-работа с которыми доставит много радости вашему малышу. 
Желаю вам успеха и много открытий! 
Информацию о Монтессори-группах и детских садах, а также о специальных курсах Монтессори-педагогики для специалистов и родителей можно получить по телефону: 162-56-60 (Ассоциация Монтессори-педагогов России).

Монтессорри-материал

 
Вернуться к списку