Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии

Новости

Все новости

Тело, эмоции и разум, Часть 1

Автор: Куман С., Рафикова Е., специальные педагоги

Давайте зададимся вопросами: какая связь существует между нашим телом, эмоциями и мышлением и что мы, взрослые, можем сделать для того, чтобы помочь детям развиваться? Ученые-физиологи, исследуя работу механизмов мозга, выявили, что для умения учиться и запоминать что-либо необходима чувственная информация (идущая от органов чувств), личностное эмоциональное переживание и движение.
В рамках этой статьи мы коснемся некоторых аспектов развития движения и чувств детей, обратим внимание на их связь с процессом познания.
Карла Ханнафорд, нейрофизиолог и специалист в области образования, в своей книге "Мудрое движение" пишет: "Глубоко укоренилось в нашем обществе неправильное представление о том, что ум и тело - это раздельные явления и что движения не имеют ничего общего с интеллектом… Это связано с обывательским взглядом на тело: телесные функции, ощущения и эмоции, которые обеспечивают нашу жизнь, являются более низкими, менее человеческими, нежели интеллект… Словно роль тела заключается в том, чтобы "переносить" мозг с места на место и таким образом обеспечивать его важную работу… Но не все мышление и учение сосредоточено лишь в голове. Напротив, наше тело, физические упражнения с младенческого возраста и на протяжении всей жизни играют важнейшую роль в формировании сети нервных клеток, которая является результатом учения".
Давайте проследим за двигательным и сенсорным (чувственным) развитием младенца и посмотрим, почему его называют "ключом к познанию".
Первое активное движение, которое появляется у младенца, - это умение держать головку. Мы помогаем ему в этом: кладем на животик, держим вертикально ("столбиком"), поднимаем за ручки из положения лежа на спине. Это умение дает ребенку возможность лучше слышать обоими ушами и видеть двумя глазами, формировать первые пространственные представления. Развитие мышц шеи, спины и живота, которые помогают удерживать голову и корпус в вертикальном положении, развивают вестибулярный аппарат. Активное движение головы, развивая зрение, слух и вестибулярный аппарат, ведет к образованию нейронных связей, отвечающих за прием и переработку полученной информации. Поэтому ребенок вскоре начинает не только видеть, но и различать знакомых и незнакомых взрослых, знакомую - любимую - игрушку. В свою очередь это влечет изменения в двигательном и сенсорном поведении. Малыш тянется к знакомому лицу, хочет достать игрушку, а значит, развивает двигательную активность - переворачивается, тянется к игрушке одной рукой, опираясь на другую; лежа на спине, подтягивается на ручках, чтобы быть ближе к маме и т. д. Так, каждое продвижение в развитии младенца представляет собой сенсомоторный акт, который ведет к созреванию мозговых структур, к образованию все новых и новых нервных связей, а они, в свою очередь, могут изменить последующее поведение.
Вначале ребенок двигает ручками и ножками непроизвольно, затем они попадают в его поле зрения, и со временем он начинает распознавать их среди других предметов окружающего мира. Малыш их рассматривает, исследует ртом, "пробует на зубок". Это влечет за собой развитие следующего двигательного акта - поднятия таза и ножек к голове, что развивает мышцы спины при подъеме и живота при опускании ног и таза. Считается очень полезным, если ребенок может удерживать ножки руками или, стащив носок, засунуть пальцы ног в рот. Это упражнение, которое дети сами себе придумывают (или мы их стимулируем в этом, надев на ножки яркие носочки), дает возможность обогатить сенсорный опыт, получить новую информацию, а значит - способствовать дальнейшему развитию мышления. Доказано, что наши руки и рот содержат больше чувствительных клеток, чем во всем остальном организме; поэтому не следует бояться, когда дети тянут в рот руки, ноги, игрушки и т. д. - они учатся, познают мир.
Очень распространенная ошибка - это ограничение пространства и, как следствие, препятствие естественному ходу развития движений. Не следует держать детей во время бодрствования в кроватке, манеже, на диване (пусть даже разложенном). Самое важное для ребенка - свободное поле для деятельности, а точнее - пол. Страх простуды, боязнь пыли зачастую лишает малыша возможности вовремя развить двигательную активность, а значит, и мышление.
"Чем богаче сенсорными стимулами окружающая среда и чем больше свободы в ее исследовании, тем основательнее формируются схемы учения, мышления и творчества", - пишет Карла Ханнафорд.
Постоянное использование мышц корпуса, развитие вестибулярного аппарата учит детей держать равновесие и поддерживать положение всего тела, в результате чего ребенок начинает сидеть, а это - следующий скачок в развитии.
Ведь теперь мышцы дали возможность органам чувств исследовать окружающий мир в вертикальном положении. Сразу же стали свободными руки для активного взаимодействия с мамой, папой и т. д. Ребенок стал видеть гораздо большее пространство, чем раньше, когда он только приподнимался на руках. Стимул узнать, исследовать, что там за кроваткой, в другой комнате мозг посылает всему телу, и малыш пытается дотянуться, проползти, достать. Он развивает мышцы тела, координацию движений и равновесие настолько, что начинает самостоятельно перемещаться: перекатываться, ползти.
Хочется сказать еще об одном "взрослом удобстве", сковывающем возможность развития вашего ребенка, - это "ходунки". Они позволяют малышу, который еще не умеет ходить, перемещаться по квартире - просто и удобно! Однако при этом очень слабо развиваются мышцы ног, не формируются навыки, предшествующие ходьбе: перенос веса тела, удержание равновесия и т. д. Нам, взрослым, следует использовать любые возможности для двигательного развития детей, стимулировать их самостоятельную активность в различных играх. Некоторые дети, пропустившие стадию ползания, в дальнейшем испытывают трудности с освоением чтения и письма, как показывают исследования неуспевающих школьников. Перекрёстно-латеральные движения, используемые впервые при ползании (правая нога и левая рука и наоборот), ведут к образованию перекрёстных связей между правым и левым полушариями. Это способствует развитию ассоциативных связей мозга, создает возможность более полного раскрытия его потенциала.
В результате моторного развития ребенок встает во весь рост, учится балансировать своим телом и начинает ходить, а вскоре и бегать. Процесс постоянного удерживания динамического равновесия при ходьбе, беге и других более сложных видах двигательной активности задействует практически все тело: мозг, мышц, суставы, вестибулярный аппарат... Развитие всех структур не заканчивается в момент, когда ребенок научился ходить. Да, скачок в движении, который произошел за короткое время, уникален, но мы продолжаем совершенствовать свои умения в течение всей жизни, и уж тем более в детстве.
Каждый раз во время нашего красивого, организованного движения происходит более полная активизация и интеграция деятельности мозга. Движение, как ключ, открывает мир учения легко и естественно. Необходимо позволить детям исследовать каждый аспект двигательной активности, каждую игру, дающую возможность осваивать новые навыки и совершенствовать те, что уже освоены. Речь идет о движении в обычной окружающей среде: перелезании через бревна, ходьбе по бордюру, прыжках на упругой поверхности, например, надувном матрасе или диване, в дальнейшем - лазание по деревьям.
В следующих выпусках "Сделай шаг" мы опишем некоторые упражнения - игры, позволяющие детям, уже умеющим ходить, совершенствовать свои движения.
Наши эмоции так же неотделимы от мышления, как и тело. Говорят, что эмоции находятся на "пересечении" ума и тела. Без эмоциональной окраски, которая пронизывает любое наше взаимодействие с окружающим миром, невозможно никакое учение. Как это использовать в нашем общении с детьми, мы поговорим отдельно в следующем номере "Сделай шаг".

 
Источник: www.downsideup.org
 
Вернуться к списку