Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии

Новости

Все новости

«Отделение альтернативной коммуникации»

Программа  февраль – декабрь 2015 г.  – «Отделение альтернативной коммуникации».

Программа предполагает создание отделения альтернативной коммуникации  для детей-инвалидов с психоэмоциональными нарушениями и проблемами контакта, внедрение технологий  и методик альтернативной и дополнительной коммуникации на базе службы ранней помощи.

Отделение будет работать в рамках  реализации комплекса мер «За равные возможности» государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшения социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2019 годы» , координируемая министерством социального развития Новосибирской области.

Подпрограмма «За равные возможности» осуществляется при финансовой поддержке  Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Задачи программы:

  • Оказание специализированной психолого-педагогической помощи детям целевой группы с использованием технологий и методов альтернативной и дополнительной коммуникации на основании индивидуальных программ помощи.
  • Обучение родителей методам развития коммуникативных навыков у детей целевой группы, включение средств альтернативной и дополнительной коммуникации в повседневную жизнь семьи.

Обобщение опыта по использованию методов и средств альтернативной и дополнительной коммуникации, трансляция опыта среди специалистов учреждений социального обслуживания населения.

 

Все мероприятия программы выполнены   в соответствии с утверждённым календарным планом и в полном объёме. 

 

Итоги программы – 2013-2015 годы

Наименование услуг, для развития которых использовались новые подходы

Наименование новых форм, технологий, методов

Наименование целевых групп - получателей услуг

Охват целевых групп

2013-2015

Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями коммуникации и проблемами контакта раннего возраста с использованием методов альтернативной и дополнительной коммуникации

Методики альтернативной и дополнительной коммуникации с использованием низко- и высокотехнологичных средств дополнительной коммуникации

Дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения коммуникации, семьи

 

61 ребёнок


В ходе реализации программы были достигнуты многие ожидаемые результаты. Используемые в рамках программы методы альтернативной и дополнительной коммуникации позволили каждому ребёнку приобрести новые навыки в коммуникативном развитии. С помощью коммуникации с опорой на жесты дети научились понимать и выполнять простые инструкции, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие, выстраивать отношения с окружающими. У детей появилась возможность выражать свои желания, что в свою очередь позволило детям почувствовать себя наиболее успешными в процессе общения, быть услышанными и понятыми при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

С помощью методов альтернативной и дополнительной коммуникации дети пришли к непосредственному пониманию возможности оказывать воздействие на окружающих, они впервые осознали смысл и значение языка, что является важной предпосылкой обучения устной речи. Данные методы позволят детям более понятно общаться с окружающими, а это в свою очередь сведёт к минимуму неудачные попытки коммуникации. Благодаря этому ребёнок будет получать опыт того, что его коммуникативные попытки учитывают, подкрепляют и поощряют. В результате он будет испытывать все большее удовольствие от коммуникации и речи и начнёт прилагать собственные усилия. С помощью методов альтернативной и дополнительной коммуникации ребёнок учится навыкам инициирования, ведения и поддержания диалога.

Были созданы условия для поддержки родителей, повышения их компетентности в вопросах детско-родительских отношений, навыков общения с ребёнком с помощью методов альтернативной и дополнительной коммуникации. У родителей отмечается высокий уровень включенности в процесс развития коммуникативных навыков у детей. Дети стали более активно взаимодействовать с окружающими, инициируют процесс общения и охотно вступают в предложенную коммуникацию с использованием вербальных и не вербальных средств общения. Родители выполняют рекомендации по развитию коммуникативных навыков у детей.

Работа в данном направлении является актуальной, так как раннее оказание специализированной психолого-педагогической помощь детям с использованием технологий, методов альтернативной и дополнительной коммуникации способствует увеличению показателей развития коммуникативных и речевых навыков, что, в свою очередь, благоприятно влияет на социализацию и адаптацию детей в социуме.