Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии

Новости

Все новости

Работа Лекотечного сообщества. Продолжение

Лекотечное сообщество Новосибирской области продолжило серию профессиональных супервизий специалистов лекотек Новосибирской области:

16.04.2014 года на базе МБУ «Комплексного центра социального обслуживания населения» Заельцовского района города Новосибирска.  Во время индивидуального игрового взаимодействия педагог (логопед) решал следующие задачи:  развитие слухового восприятия; развитие понимания устной речи: умение слушать обращённую речь, выделять названия предметов, действий и признаков;  выполнение простых инструкций;  стимуляция активной речи.

Ребёнок охотно шёл на контакт с педагогом, активно включался в игровое взаимодействие, выполнял предложенные задания, самостоятельно инициировал игру. В ходе игры педагог учитывал психологические и возрастные особенности развития ребёнка дошкольного возраста, наблюдал за его эмоциональными и психофизиологическими реакциями: проявление интереса, переутомление, перенасыщение сенсорными стимулами. Если в ходе игры у ребёнка возникали трудности, то педагог использовала приёмы поощрения, создания ситуации успеха, помощи и поддержки.

Анализ работы показал, что работа специалиста (логопеда) с ребёнком дошкольного возраста с нарушением слуха в своей работе соответствовала принципам работы лекотеки: личностной  ориентированности, когда в центре внимания специалиста находится ребёнок, который является самостоятельной ценной личностью, не директивного подхода в игровом взаимодействии с ребёнком и уважительного отношения к игре ребёнка и к самому ребёнку.

 

23.04.2014 года на базе ГБУ «Областной центр социальной помощи семье и детям «Морской залив»» (г. Новосибирск, ул.Морская, 1). Целью супервизии было выявить уровень профессионализма в команде специалистов (психолог, логопед, педагог, специалист по физической культуре) в ходе группового игрового взаимодействия в условиях лекотеки. Супервизоры наблюдали за групповым игротерапевтическим сеансом команды специалистов и сделали следующие выводы: в своей работе специалисты использовали череду развивающих игр, связанных одним сюжетом, педагоги предъявляли группе детей задания по очереди, когда необходимо, все специалисты включались в игровое взаимодействие. Дети охотно шли на контакт со специалистами, выполняли все задания педагогов, отвечали на их вопросы. В конце занятия дети активно исследовали игрушки в пространстве игровой комнаты.

В своей работе педагоги использовали различные игровые приёмы: «секретное письмо с заданием», работа с водой, с мячами, с музыкальными инструментами. Подбор игровых приёмов был осуществлён с учётом возрастных особенностей детей и позволил педагогам решить поставленные задачи: формирование и закрепление коммуникативных навыков в группе сверстников: умение обращаться к партнёру по игре, спрашивать имя партнёра по игре, обращаться к педагогу за помощью; выполнение действий по очереди.

Анализ работы команды специалистов детьми дошкольного возраста показал, что используемые педагогами приёмы игрового взаимодействия и коммуникации с детьми носили продуктивный характер. Отмечается высокий уровень подготовки и включенности педагогов в игровой процесс, различные игровые приёмы с учётом особенностей развития детей позволили педагогам достичь поставленных целей и задач.

25.04.2014 года на базе лекотеки  МБУ г. Оби  «Комплексный центр социального обслуживания населения «Забота». Цель работы супервизорской группы заключалась в следующем: выявить уровень профессионализма в работе команды специалистов в ходе игрового взаимодействия с детьми дошкольного возраста с синдромом Дауна в условиях лекотеки. Команда специалистов - психолог, социальный педагог - представила групповое взаимодействие двух детей. Основной целью занятия являлась стимуляция игрового поведения, развитие коммуникативных навыков детей, умения взаимодействовать друг с другом в паре, выполнять инструкции взрослых. Специалисты в работе с детьми решали следующие задачи: развитие социально-эмоциональной, познавательной сферы, активизация речевой деятельности. Дети охотно вступали в игровое взаимодействие, но специалистам не всегда удавалось довести игру до логического завершения, так как дети теряли интерес.

Во время игрового взаимодействия специалисты не всегда учитывали интересы детей, но подбор основных приёмов  позволил специалистам решить поставленные задачи: развитие мелкой, общей моторики, развитие сенсорной сферы, формирование умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми (совместное внимание, соблюдение очерёдности). В работе применялись элементы арт-терапии, что способствовало снятию психоэмоционального напряжения и коррекции тревожности.

Специалисты не всегда наблюдали за психологическим и эмоциональным состоянием детей во время игрового взаимодействия (утомление, расторможенность, потеря интереса к игре), не переключали внимание, не меняли вид деятельности. Во время возникающих у детей трудностей не всегда использовали поощрение, не создавали у ребёнка ситуацию успеха.

В завершении супервизии команде специалистов были даны следующие рекомендации:

−       Работа, направленная на развитие коммуникативных навыков у детей, навыков взаимодействия друг с другом.

−       Развитие познавательной сферы с учётом основного диагноза.

−       Работа с родителями: коррекция тревожности.

29.04.2014 года на базе МБУ «Комплексного центра социального обслуживания населения» Октябрьского района города Новосибирска.  Работа супервизорской группы была направлена на выявление уровня профессионального взаимодействия с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья и установления с ним эмоционального контакта во время игрового сеанса. Команда специалистов: психолог, музыкальный руководитель. Количество представляемых на супервизию случаев – 2.

В работе с ребёнком дошкольного возраста, имеющим нарушения соматического характера, психолог использовал игротерапевтические приёмы: различные сюжетно-ролевые игры («Больница», «Столовая»). Девочка охотно шла  на контакт, включалась в игровое взаимодействие, брала на себя определённую роль. Игра лото «Профессии» было направлено на формирование ассоциативного мышления. Таким образом, работа специалиста была направлена на формирование активного и пассивного словаря, на развитие фразовой речи, формирование умения отвечать на вопрос полным ответом.

В работе с ребёнком дошкольного возраста, имеющим нарушения центральной нервной системы, музыкальный педагог использовал различные игры с предметными игрушками и музыкальное сопровождение. Мальчик выполнял простые манипуляции с игрушками, быстро терял интерес, бросал их, затем просил другую игрушку для исследования.

Во время игрового взаимодействия психолог устанавливал контакт с ребёнком, предлагал на выбор игру, место для игры, роль. Педагог учитывал интересы, возрастные и психологические особенности развития ребёнка.

Во время игрового взаимодействия с ребёнком музыкальный педагог решал следующие задачи: развитие зрительно-ориентировочной реакции в пространстве, развитие двигательной функции левой руки: захват, исследование предмета; развитие зрительно-двигательной координации, выполнение простых действий по инструкции педагога: «покрути колесо», «сними/надень колечко», «толкни неваляшку».

В завершении работы специалистам были даны следующие рекомендации:

  • Продолжать коррекционно-развивающую работу по намеченным направлениям с использованием игротерапевтических методов и приёмов. Отслеживать динамику развития детей, менять, подбирать методы и приёмы работы с семьями в зависимости от психологических и возрастных особенностей детей.
  • При работе с родителями рекомендации давать в чёткой форме, проводить рефлексию и мониторинг выполнения рекомендаций педагогов.

30.04.2014 года на базе МБУ «Центр социальной помощи семье и детям «Юнона»» г.Бердск. Цель супервизии – обсуждение  группового взаимодействия детей в условиях лекотеки. В своей работе специалист использовал игры на развитие моторных навыков и физических качеств, на развитие тактильной чувствительности и накопление сенсорного опыта, например игра «Тактильная дорожка» (дети босиком ходили по специальным доскам с различной поверхностью: «мягкий-твёрдый», «теплый-холодный», «колючий-пушистый»).

Педагог использовал приёмы создания проблемно-практических задач, которые необходимо было решить детям, например: «сломай башню», «выходи из домика». В ходе занятия педагогом использовались подвижные игры «Побори Мишку», «Прыгай с горки», а также сюжетно-ролевые игры: «Давай угостим Мишку пирожками». В завершении занятия с целью снятия психоэмоционального и моторного напряжения с детьми проводились релаксационные упражнения: «Жар-Птица», «Молнии». Подбор игровых приёмов с учётом возрастных и психологических особенностей детей позволил педагогу решить поставленные задачи: формирование и закрепление коммуникативных навыков в группе сверстников - умение обращаться к партнёру по игре, обращаться к педагогу или взрослому за помощью, выполнение действий по очереди; формирование и развитие моторных навыков с помощью организации пространства, использования мягких  модулей. Родители были активно вовлечены в игровой процесс, наблюдали за детьми, помогали им в решении проблемно-практических задач. Если у детей возникали трудности в выполнении задания, педагог помогал ребёнку, родители старались максимально включить ребёнка в игру с каким либо материалом. Педагог следовал за интересами детей в игровом пространстве комнаты, менял игры в течение всего занятия.

Проект осуществляется в рамках гранта Новосибирской области на реализацию социально значимого проекта в 2013-2014 гг.

С календарным планом проекта вы можете ознакомиться на нашем сайте в разделе «О нас. Текущие проекты». 

 

 
Вернуться к списку