Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии

Новости

Все новости

По дороге в детский сад

Проект ноябрь 2013 г. – сентябрь 2014 г. 

 

ГООИ «Общество «ДАУН СИНДРОМ» начинает реализацию социально проекта «По дороге в детский сад» - подготовка детей с синдромом Дауна к посещению массовых детских садов и сопровождение процесса их  интеграции в дошкольном образовательном пространстве.

Наиболее актуальным  для родителей, воспитывающих детей с нарушениями развития раннего возраста,  является получение услуг ранней психолого-педагогической помощи и включение детей в дошкольное образовательное пространство, однако интеграция детей с нарушениями важна и для специалистов служб ранней помощи, перед которыми встаёт вопрос о преемственности сопровождения детей. Проблема не только в недостаточном количестве образовательных услуг, предоставляемых детям с проблемами развития, и неразвитости инклюзивных программ, но и в неготовности самих родителей к тому, что их ребёнок будет посещать обычный детский сад. Кроме психологического барьера, связанного со «страхом включения» в коллектив обычных сверстников, есть и социально-образовательный барьер, многие дети-инвалиды просто не готовы посещать массовый детский сад, они не обладают необходимыми социально бытовыми навыками, а главное, они никогда не общались с обычными сверстниками.  В данном проекте планируется организовать преемственность сопровождения детей с синдромом Дауна, посещающих службу ранней помощи,  в дошкольных образовательных учреждениях общего типа, обеспечить  переход от программ ранней помощи к программам дошкольного обучения и содействовать развитию инклюзивного образования.

Основная цель – создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в среде здоровых сверстников и обеспечения их участия в дошкольном образовательном пространстве, содействие максимальному  раскрытию их образовательного потенциала и развитие инклюзивного образования.

Задачи проекта:

  • Подготовить группу детей с синдромом Дауна к включению  в детские дошкольные учреждения общего типа.
  • Оказать образовательную, информационно-методическую   и психологическую поддержку родителям, связанную  с процессом включения детей в дошкольное образовательное пространство.
  • Организовать преемственность сопровождения детей с синдромом Дауна, посещающих  программы ранней помощи,   в дошкольных образовательных учреждениях, интегрировать подготовленных детей в дошкольные образовательные  учреждения.
  • Обеспечить информационное и методическое сопровождение процесса интеграции и инклюзии  детей с синдромом Дауна в массовых дошкольных  образовательных учреждениях.

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

 

1. Разработка положений, определение процедур коммуникаций проекта, работа с командой специалистов, подготовка документации

Ноябрь

2013 года

2. Набор целевой группы

Ноябрь

2013 года

3. Подготовка информационных, методических материалов, наглядных пособий для родителей по подготовке к детскому саду

Ноябрь-декабрь

2013 года

4. Приобретение оборудования и развивающих материалов

Ноябрь-декабрь

2013 года

5. Составление индивидуальных программ подготовки детей к посещению ДДУ, включая:                   - проведение информационного собрания с родителями

- оценку уровня развития детей и готовности к посещению ДДУ

- составление индивидуальной программы подготовки для каждого ребенка

Январь-февраль

2014 года

6. Реализация индивидуальных программ подготовки детей к посещению ДДУ, включая: 

- проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми

- образовательную методическую поддержку родителей

-  консультирование по вопросам подготовки детей к посещению ДДУ

- психологическую поддержку - оценку уровня развития детей, динамики  и степени их подготовленности к посещению ДДУ

- мониторинг «включенности» родителей

Февраль-август

2014 года

7. Подготовка специалистов ДДУ  к включению  детей  целевой группы в дошкольное образовательное пространство

Май

2014 года

8. Включение детей с синдромом Дауна в ДДУ, сопровождение процесса интеграция и инклюзии, формирование готовности педагогов ДДУ к принятию ребёнка с синдромом Дауна

Июнь-август

2014 года

9. Обобщение и представление итогов работы по проекту

Август-сентябрь 2014 года

10. Проведение научно-практической конференции,

трансляция опыта в регионе, привлечение специалистов ДДУ к участию в инклюзивном образовании

Сентябрь

2014 года

11.Информационное сопровождение проекта

Декабрь

2013 года 

-  сентябрь

2014 года

 

Общие итоги проекта  (ноябрь 2013 года – сентябрь 2014 года)

Количественные результаты:

-  помощь в рамках проекта оказана  20 семьям, воспитывающим детей с синдромом Дауна дошкольного возраста;

-   помощь в рамках проекта оказана  20 детям с синдромом Дауна в возрасте от 2 до 5 лет;

-  помощь в рамках проекта оказана  10 детским дошкольным образовательным учреждениям, в том числе 50 специалистам детских садов;

-  общее количество услуг, оказанных детям и их семьям – 520;

- общее количество услуг для для специалистов детских садов – 50;

-  проведён 1 обучающий семинар для педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений города Новосибирска (количество участников - 35 человек);

- проведена 1 научно-практическая конференция «Шаг в инклюзивное образование» (количество частников – более 70 человек).

 

   Качественные результаты:

- повышен  уровень когнитивных, коммуникативных способностей и социально-бытовых навыков у  детей: дети целевой группы слушают и выполняют  простые инструкции педагогов, в процессе коммуникации со сверстниками и взрослыми используют вербальные и невербальные средства коммуникации: мимику, взгляд, жесты «привет, пока, дай, указательный жест»;

- повышена компетентность родителей в вопросах подготовки детей к посещению  детского сада, а именно: отмечается повышение интереса к процессу развития ребёнка в целом, а не в формировании отдельных академических знаний и навыков;  родители понимают значимость коммуникативного, эмоционального, личностно-социального и бытового развития для ребёнка дошкольного возраста с синдромом Дауна;  подбор игрового дидактического материала родителями осуществляется с учётом не только возрастных, индивидуальных особенностей развития ребёнка, но и с учётом актуальности, потребности и интересов ребёнка.   При консультативной поддержке специалистов родители имеют возможность в домашних условиях закреплять когнитивные навыки, развивать мелкую моторику. Также родители целевой группы отслеживают динамику развития ребёнка посредством наблюдения за его свободной игрой и за характером взаимодействия со сверстниками и взрослыми на коррекционно-развивающих занятиях на базе организации, в центрах развития ребёнка, в группах кратковременного пребывания, и особенно в домашней обстановке;

- сформирована готовность родителей к  включению детей  в дошкольное образовательное пространство;

- повышена компетентность педагогов ДДУ в вопросах воспитания и обучения детей с синдромом Дауна, в вопросах их развития и развития коммуникативных навыков у  детей дошкольного возраста с синдромом Дауна;

- педагоги ДДУ проконсультированы по вопросам организации коррекционно-развивающей среды, способствующей наиболее успешному процессу инклюзии ребёнка с синдромом Дауна в группу нормативных сверстников: использование дополнительных дидактических стимулов, альтернативных приёмов коммуникации (картинки/, предметы-заместители, жесты, коммуникативный альбом);

- анализ взаимодействия с детскими садами, включёнными в данный проект, говорит о том, что педагоги готовы к процессу включения детей с синдромом Дауна в общую группу или в группу кратковременного пребывания «Особый ребёнок», а именно:

  • Педагоги знакомы с методами и приёмами конструктивного взаимодействия с детьми дошкольного возраста с синдромом Дауна.
  • Посредством конструктивного взаимодействия с родителями ребёнка педагоги знают индивидуальные, возрастные особенности в развитии, а также потенциальные возможности ребёнка.
  • Педагоги обеспечивают процесс обучения и воспитания ребёнка с особыми образовательными потребностями посредством модификации и адаптации учебной программы, а также путём создания в группе доступной среды, которая позволяет всем участникам образовательного процесса чувствовать себя комфортно.
  • Педагоги создают определённые ситуации успеха, которые способствуют положительной самооценки у детей, воспитатели и  младший персонал групп разговаривают с детьми дружелюбно, вежливо и уважительно, обращаясь к ним по именам.
  • Педагоги поддерживают позитивное взаимодействие с родителями, интересуются достижениями, успехами, интересами ребёнка.

 


Промежуточные итоги проекта (декабрь 2013 года – июнь 2014 года):

        

            Количественные результаты:

  • в программу включено 20 семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна дошкольного возраста;
  • в программу включено 20 детей с синдромом Дауна в возрасте от 2 до 5 лет;
  • в программу включено 8 детских дошкольных образовательных учреждений, в том числе 27 специалистов детских садов;
  • общее количество проведённых психолого-педагогических мероприятий – 94 часа, в том числе 20 первичных диагностических процедур, 40 консультаций психолога, 34 групповых занятия в двух адаптационных группах.

             Качественные результаты:

  • повышен  уровень когнитивных, коммуникативных способностей и социально-бытовых навыков у  детей: дети целевой группы слушают и выполняют  простые инструкции педагогов, в процессе коммуникации со сверстниками и взрослыми используют невербальные средства коммуникации: мимику, взгляд, жесты «привет, пока, дай, указательный жест»;
  • повышена компетентность родителей в вопросах подготовки детей к посещению  детского сада, а именно: родители применяют рекомендации специалистов;
  • сформирована готовность родителей к  включению детей  в дошкольное образовательное пространство;
  • повышена компетентность педагогов ДДУ о том, что такое синдром Дауна, особенности развития и коммуникации детей дошкольного возраста с синдромом Дауна;
  • педагоги ДДУ проконсультированы по вопросам организации коррекционно-развивающей среды, способствующей наиболее успешному процессу инклюзии ребёнка с синдромом Дауна в группу нормативных сверстников: использование дополнительных дидактических стимулов, альтернативных приёмов коммуникации (картинки/, предметы-заместители, жесты, коммуникативный альбом)

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 №115-рп» и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.