|


Новости
4, 5 октября на малой сцене состоялась премьера «Гадкий утенок» по мотивам произведения Ганса Христиана Андерсена
20 мая в рамках столичной акции «Ночь музеев» в Образовательном центре Московского музея современного искусства прошёл мастер-класс по абстрактной живописи
Марина Маштакова стала первым сотрудником с синдромом Дауна, трудоустроенным в сфере ухода за пожилыми людьми в России
В год родители смогут использовать до 24 дополнительных оплачиваемых выходных дней подряд
Все новости |
По дороге в детский сад
Проект ноябрь 2013 г. – сентябрь 2014 г.
ГООИ «Общество «ДАУН СИНДРОМ» начинает реализацию социально проекта «По дороге в детский сад» - подготовка детей с синдромом Дауна к посещению массовых детских садов и сопровождение процесса их интеграции в дошкольном образовательном пространстве.
Наиболее актуальным для родителей, воспитывающих детей с нарушениями развития раннего возраста, является получение услуг ранней психолого-педагогической помощи и включение детей в дошкольное образовательное пространство, однако интеграция детей с нарушениями важна и для специалистов служб ранней помощи, перед которыми встаёт вопрос о преемственности сопровождения детей. Проблема не только в недостаточном количестве образовательных услуг, предоставляемых детям с проблемами развития, и неразвитости инклюзивных программ, но и в неготовности самих родителей к тому, что их ребёнок будет посещать обычный детский сад. Кроме психологического барьера, связанного со «страхом включения» в коллектив обычных сверстников, есть и социально-образовательный барьер, многие дети-инвалиды просто не готовы посещать массовый детский сад, они не обладают необходимыми социально бытовыми навыками, а главное, они никогда не общались с обычными сверстниками. В данном проекте планируется организовать преемственность сопровождения детей с синдромом Дауна, посещающих службу ранней помощи, в дошкольных образовательных учреждениях общего типа, обеспечить переход от программ ранней помощи к программам дошкольного обучения и содействовать развитию инклюзивного образования.
Основная цель – создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в среде здоровых сверстников и обеспечения их участия в дошкольном образовательном пространстве, содействие максимальному раскрытию их образовательного потенциала и развитие инклюзивного образования.
Задачи проекта:
-
Подготовить группу детей с синдромом Дауна к включению в детские дошкольные учреждения общего типа.
-
Оказать образовательную, информационно-методическую и психологическую поддержку родителям, связанную с процессом включения детей в дошкольное образовательное пространство.
-
Организовать преемственность сопровождения детей с синдромом Дауна, посещающих программы ранней помощи, в дошкольных образовательных учреждениях, интегрировать подготовленных детей в дошкольные образовательные учреждения.
-
Обеспечить информационное и методическое сопровождение процесса интеграции и инклюзии детей с синдромом Дауна в массовых дошкольных образовательных учреждениях.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
|
1. Разработка положений, определение процедур коммуникаций проекта, работа с командой специалистов, подготовка документации
|
Ноябрь
2013 года
|
|
2. Набор целевой группы
|
Ноябрь
2013 года
|
|
3. Подготовка информационных, методических материалов, наглядных пособий для родителей по подготовке к детскому саду
|
Ноябрь-декабрь
2013 года
|
|
4. Приобретение оборудования и развивающих материалов
|
Ноябрь-декабрь
2013 года
|
|
5. Составление индивидуальных программ подготовки детей к посещению ДДУ, включая: - проведение информационного собрания с родителями
- оценку уровня развития детей и готовности к посещению ДДУ
- составление индивидуальной программы подготовки для каждого ребенка
|
Январь-февраль
2014 года
|
|
6. Реализация индивидуальных программ подготовки детей к посещению ДДУ, включая:
- проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми
- образовательную методическую поддержку родителей
- консультирование по вопросам подготовки детей к посещению ДДУ
- психологическую поддержку - оценку уровня развития детей, динамики и степени их подготовленности к посещению ДДУ
- мониторинг «включенности» родителей
|
Февраль-август
2014 года
|
|
7. Подготовка специалистов ДДУ к включению детей целевой группы в дошкольное образовательное пространство
|
Май
2014 года
|
|
8. Включение детей с синдромом Дауна в ДДУ, сопровождение процесса интеграция и инклюзии, формирование готовности педагогов ДДУ к принятию ребёнка с синдромом Дауна
|
Июнь-август
2014 года
|
|
9. Обобщение и представление итогов работы по проекту
|
Август-сентябрь 2014 года
|
|
10. Проведение научно-практической конференции,
трансляция опыта в регионе, привлечение специалистов ДДУ к участию в инклюзивном образовании
|
Сентябрь
2014 года
|
|
11.Информационное сопровождение проекта
|
Декабрь
2013 года
- сентябрь
2014 года
|
Общие итоги проекта (ноябрь 2013 года – сентябрь 2014 года)
Количественные результаты:
- помощь в рамках проекта оказана 20 семьям, воспитывающим детей с синдромом Дауна дошкольного возраста;
- помощь в рамках проекта оказана 20 детям с синдромом Дауна в возрасте от 2 до 5 лет;
- помощь в рамках проекта оказана 10 детским дошкольным образовательным учреждениям, в том числе 50 специалистам детских садов;
- общее количество услуг, оказанных детям и их семьям – 520;
- общее количество услуг для для специалистов детских садов – 50;
- проведён 1 обучающий семинар для педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений города Новосибирска (количество участников - 35 человек);
- проведена 1 научно-практическая конференция «Шаг в инклюзивное образование» (количество частников – более 70 человек).
Качественные результаты:
- повышен уровень когнитивных, коммуникативных способностей и социально-бытовых навыков у детей: дети целевой группы слушают и выполняют простые инструкции педагогов, в процессе коммуникации со сверстниками и взрослыми используют вербальные и невербальные средства коммуникации: мимику, взгляд, жесты «привет, пока, дай, указательный жест»;
- повышена компетентность родителей в вопросах подготовки детей к посещению детского сада, а именно: отмечается повышение интереса к процессу развития ребёнка в целом, а не в формировании отдельных академических знаний и навыков; родители понимают значимость коммуникативного, эмоционального, личностно-социального и бытового развития для ребёнка дошкольного возраста с синдромом Дауна; подбор игрового дидактического материала родителями осуществляется с учётом не только возрастных, индивидуальных особенностей развития ребёнка, но и с учётом актуальности, потребности и интересов ребёнка. При консультативной поддержке специалистов родители имеют возможность в домашних условиях закреплять когнитивные навыки, развивать мелкую моторику. Также родители целевой группы отслеживают динамику развития ребёнка посредством наблюдения за его свободной игрой и за характером взаимодействия со сверстниками и взрослыми на коррекционно-развивающих занятиях на базе организации, в центрах развития ребёнка, в группах кратковременного пребывания, и особенно в домашней обстановке;
- сформирована готовность родителей к включению детей в дошкольное образовательное пространство;
- повышена компетентность педагогов ДДУ в вопросах воспитания и обучения детей с синдромом Дауна, в вопросах их развития и развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна;
- педагоги ДДУ проконсультированы по вопросам организации коррекционно-развивающей среды, способствующей наиболее успешному процессу инклюзии ребёнка с синдромом Дауна в группу нормативных сверстников: использование дополнительных дидактических стимулов, альтернативных приёмов коммуникации (картинки/, предметы-заместители, жесты, коммуникативный альбом);
- анализ взаимодействия с детскими садами, включёнными в данный проект, говорит о том, что педагоги готовы к процессу включения детей с синдромом Дауна в общую группу или в группу кратковременного пребывания «Особый ребёнок», а именно:
-
Педагоги знакомы с методами и приёмами конструктивного взаимодействия с детьми дошкольного возраста с синдромом Дауна.
-
Посредством конструктивного взаимодействия с родителями ребёнка педагоги знают индивидуальные, возрастные особенности в развитии, а также потенциальные возможности ребёнка.
-
Педагоги обеспечивают процесс обучения и воспитания ребёнка с особыми образовательными потребностями посредством модификации и адаптации учебной программы, а также путём создания в группе доступной среды, которая позволяет всем участникам образовательного процесса чувствовать себя комфортно.
-
Педагоги создают определённые ситуации успеха, которые способствуют положительной самооценки у детей, воспитатели и младший персонал групп разговаривают с детьми дружелюбно, вежливо и уважительно, обращаясь к ним по именам.
-
Педагоги поддерживают позитивное взаимодействие с родителями, интересуются достижениями, успехами, интересами ребёнка.
Промежуточные итоги проекта (декабрь 2013 года – июнь 2014 года):
Количественные результаты:
-
в программу включено 20 семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна дошкольного возраста;
-
в программу включено 20 детей с синдромом Дауна в возрасте от 2 до 5 лет;
-
в программу включено 8 детских дошкольных образовательных учреждений, в том числе 27 специалистов детских садов;
-
общее количество проведённых психолого-педагогических мероприятий – 94 часа, в том числе 20 первичных диагностических процедур, 40 консультаций психолога, 34 групповых занятия в двух адаптационных группах.
Качественные результаты:
-
повышен уровень когнитивных, коммуникативных способностей и социально-бытовых навыков у детей: дети целевой группы слушают и выполняют простые инструкции педагогов, в процессе коммуникации со сверстниками и взрослыми используют невербальные средства коммуникации: мимику, взгляд, жесты «привет, пока, дай, указательный жест»;
-
повышена компетентность родителей в вопросах подготовки детей к посещению детского сада, а именно: родители применяют рекомендации специалистов;
-
сформирована готовность родителей к включению детей в дошкольное образовательное пространство;
-
повышена компетентность педагогов ДДУ о том, что такое синдром Дауна, особенности развития и коммуникации детей дошкольного возраста с синдромом Дауна;
-
педагоги ДДУ проконсультированы по вопросам организации коррекционно-развивающей среды, способствующей наиболее успешному процессу инклюзии ребёнка с синдромом Дауна в группу нормативных сверстников: использование дополнительных дидактических стимулов, альтернативных приёмов коммуникации (картинки/, предметы-заместители, жесты, коммуникативный альбом)
При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 №115-рп» и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.
|