Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии

Новости

Все новости

«Домашнее визитирование»

Программа  январь – декабрь 2014 г.  – «Домашнее визитирование».

Программа предполагает оказание  специализированной помощи на дому детям с тяжелыми нарушениями в развитии и маломобильным (домашнее визитирование).

Домашнее визитирование будет осуществляться  в рамках   подпрограммы «За равные возможности» долгосрочной целевой программы «Семья и дети» на 2012-2015 годы, координируемая   министерством социального развития Новосибирской области.

Подпрограмма «За равные возможности» осуществляется при финансовой поддержке  Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Задачи программы:

  • Оказание специализированной социально-психолого-педагогической помощи детям целевой группы в домашних условиях, включение реабилитационных мероприятий в естественный ежедневный контекст и домашнюю среду.
  • Обучение родителей приёмам ухода за ребёнком-инвалидом, методам его развития и воспитания в домашних условиях, включение родителей в процесс реабилитации и адаптации ребёнка.

Общие итоги программы в 2014 году

         В целевую группу программы по домашнему визитированию вошли дети-инвалиды, имеющие тяжёлые или сочетанные нарушения в развитии в возрасте от 0 до 1,5 лет и семьи, воспитывающие детей-инвалидов с тяжёлыми или сочетанными нарушениями в развитии. Формирование целевой группы осуществлялось специалистами программы в следующем порядке: информирование семей, воспитывающих детей-инвалидов, о возможности получения коррекционно-развивающей помощи на дому; получение заявок и изучение запросов родителей, формирование списка участников программы.

В состав целевой группы вошли семьи, воспитывающие детей со сложными сочетанными нарушениями: генетическими нарушениями, осложнёнными соматическими заболеваниями (нарушениями в функционировании сердечно-сосудистой,  дыхательной, эндокринной систем организма); нарушениями аутистического спектра; сочетания сенсорных, интеллектуальных, двигательных, речевых и эмоциональных нарушений; сочетания основного диагноза с различными неврологическими синдромами.

Одним из важных направление  работы специалистов программы было научить родителей приёмам ухода за ребёнком-инвалидом, методам его развития и воспитания в домашних условиях, а также включение родителей в процесс реабилитации и адаптации ребёнка раннего возраста. Оценка включенности родителей проводилась по следующим параметрам: интерес к процессу развития ребёнка; систематичность консультаций в ходе домашних визитов; включенность родителей в процесс домашнего визита, их позиция; создание в домашней обстановке коррекционно-развивающей среды, способствующей двигательному, познавательному, речевому развитию ребёнка;  отработка конструктивных навыков взаимодействия с ребёнком, способствующих его развитию; самостоятельное отслеживание динамики процесса развития ребёнка; согласованность действий родителей в процессе развития ребёнка: организация и принятие помощи со стороны других родственников (близких взрослых) и согласование действий с ними по отношению к ребёнку; выполнение рекомендаций специалиста.

Работа с семьями велась по следующим направлениям:

  • оказание психолого-педагогической, коррекционно-развивающей, консультативной помощи родителям и их детям;
  • психологическая поддержка семей, оказавших в трудной жизненной ситуации, принятие ребёнка, его диагноза, особенностей развития и здоровья;
  • формирование положительного и доброжелательного отношение к ребёнку, гармоничного взаимодействия в диаде «мать-дитя», а также между близкими взрослыми, с которыми проживает ребёнок;
  • формирование интереса к процессу развития ребёнка, ориентировка на его достижения, результаты;
  • развитие познавательной сферы детей, развитие основных высших психических функций.

 

В своей работе специалисты (специалист по ранней детской коммуникации, кинезиотерапевт, психолог) использовали профильные рабочие программы, включающие цели, задача, формы работы с целевой группой, а  также методы и содержание работы: 

  • по развитию ориентировочно-познавательной деятельности (развитие ориентировочно-поисковых слуховых реакции, развитие реакции на речь взрослого, развитие ориентировочно-исследовательской деятельности);
  • по развитию пространственных представлений (ориентировка в схеме собственного тела, складывание пирамидки, конструирование из кубиков по подражанию);
  • по развитию сенсорной сферы (слежение взглядом за ярким предметом, развитие движений тела направленных к зрительному и слуховому раздражителю, освоение объёмных предметов, цвета, работа с фактурами); 
  • по развитию эмоциональной сферы (развитие контакта взглядом, развитие адекватных эмоциональных реакций);
  • по развитию моторной сферы (развитие манипулятивной деятельности, развитие крупной и мелкой моторики, стимуляция двигательной активности);
  • по развитию коммуникативных навыков (развитие инициации общения, развитие ответной реакции на предложенную коммуникацию, развитие проявления активности в общении, развития умения поддерживать коммуникацию);
  • по развитию навыков самообслуживания (умение самостоятельно есть, пить, умение пользоваться туалетом, умение самостоятельно умываться).

 

В 2014 году оказана специализированная социально-психолого-педагогическая помощь 34 детям-инвалидам,  имеющим тяжёлые или сочетанные нарушения в развитии в возрасте от 0 до 1,5 лет, из 3  муниципальных образований и 3 городских округов (Коченевский, Маслянинский, Новосибирский районы Новосибирской области, г. Новосибирск, г.Бердск, г.Обь). 

 

Благодаря оказанной ранней специализированной социально-психолого-педагогической помощи, детьми приобретены новые навыки в одной или нескольких из следующих областей: когнитивное развитие (наблюдение, подражание, имитация, мышление, запоминание, понимание причинно-следственных связей), двигательное развитие (крупные и тонкие движения), коммуникативное развитие (ребёнок использует жесты, звуки, слова или другие средства коммуникации для общения в постепенно усложняющейся манере), навыки ухода за собой (заботится о своих потребностях, например, демонстрируя голод, потребность одеться или раздеться, желание сходить в туалет и т.д.), что способствует лучшей адаптации детей с инвалидностью в социуме.  

Родители детей-инвалидов обучены приёмам ухода за ребёнком, методам его развития и воспитания в домашних условиях. Рекомендации специалистов по содержанию и организации развивающих занятий с ребёнком и активная позиция родителей в процесс реабилитационных процедур, способствовали гармоничному развитию ребёнка. Родители целевой группы  охотно сотрудничали со специалистами и принимали активное участие во время консультаций на дому, были открыты к взаимодействию и сотрудничеству.

Оказание социально-психологической и социально-педагогической помощи детям в домашних условиях

Промежуточные итоги реализации программы.

В I полугодии 2014 года оказана специализированной социально-психолого-педагогической помощи 30 детям-инвалидам, имеющим тяжёлые или сочетанные нарушения в развитии от рождения до 1,5 лет на дому (домашнее визитирование), в возрасте от 0 до 1,5 лет, из 3  муниципальных образований и 3 городских округов (Коченевский, Маслянинский, Новосибирский районы Новосибирской области, г. Новосибирск, г.Бердск, г.Обь). Для каждого ребёнка составлена и реализована Индивидуальная программа помощи и поддержки. Общее количество оказанных услуг – 360.

Оказанная специалистами помощь способствовала динамике в развитии общей моторики, каждый из детей целевой группы за период реализации программы освоил новые моторные навыки (навыки мелкой и общей моторики), увеличился уровень двигательной активности, а это значит, что у  детей, появилось больше возможностей исследовать окружающее их пространство.  Улучшилась реакция детей на слуховые и зрительные раздражители. Дети охотнее обследуют предметы, большинство из них узнают своё имя, интересуются предложенным материалом (карточки, картинки, игрушки со звуковым эффектом и т.д.). Дети освоили навыки ориентировки в пространстве и границах собственного тела, а также навыки конструирования. Отмечается больший интерес у детей целевой группы к игре, дети стали более активны, способны инициировать игровое взаимодействие.

Отмечается значительная динамика в развитии речевых и коммуникативных навыков. Дети более активно используют вербальные и невербальные средства общения (гуление, лепет, звукоподражание, мимика, простые жесты), охотнее отвечают на предложенную коммуникацию и вступают во взаимодействие на эмоциональном, игровом и речевом уровнях, понимают обращенную к ним речь и воспринимают простые инструкции. В поведении детей целевой группы преобладает эмоциональная стабильность. Оказанная ранняя специализированная социально-психолого-педагогическая помощь детям способствовала увеличению показателей развития их когнитивной, моторной (крупные и тонкие движения), коммуникативной, социально-эмоциональной сфер и навыков самообслуживания, что, несомненно, будет способствовать их социализации и лучшей адаптации в обществе.

30 родителей детей-инвалидов обучены проведению реабилитационных и абилитационных мероприятий на дому, методам его развития и воспитания в домашних условиях. Проведенная специалистами работа, регулярные рекомендации по содержанию и организации развивающих занятий, позволила включить родителей в процесс адаптации и реабилитации ребёнка. Следует отметить, что родители охотно сотрудничали со специалистами, открыто вступали во взаимодействие, активно участвовали в занятиях и консультациях на дому.