Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии

Новости

Все новости

«Отделение альтернативной коммуникации»

Программа  январь – декабрь 2014 г.  – «Отделение альтернативной коммуникации».

Программа предполагает создание отделения альтернативной коммуникации  для детей-инвалидов с психоэмоциональными нарушениями и проблемами контакта, внедрение технологий  и методик альтернативной и дополнительной коммуникации на базе службы ранней помощи.

Отделение будет работать в рамках   подпрограммы «За равные возможности» долгосрочной целевой программы «Семья и дети» на 2012-2015 годы, координируемая   министерством социального развития Новосибирской области.

Подпрограмма «За равные возможности» осуществляется при финансовой поддержке  Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Задачи программы:

  • Оказание специализированной психолого-педагогической помощи детям целевой группы с использованием технологий и методов альтернативной и дополнительной коммуникации на основании индивидуальных программ помощи.
  • Обучение родителей методам развития коммуникативных навыков у детей целевой группы, включение средств альтернативной и дополнительной коммуникации в повседневную жизнь семьи.
  • Обобщение опыта по использованию методов и средств альтернативной и дополнительной коммуникации, трансляция опыта среди специалистов учреждений социального обслуживания населения.

Общие итоги программы в 2014 году

 

В рамках программы организовано коммуникативное и игровое пространство для детей в офисе организации. Пополнен фонд средств альтернативной и дополнительной коммуникации для организации и проведения индивидуальных занятий с детьми, а также для обучения родителей организации коррекционно-развивающей среды в домашних условиях для развития навыков альтернативной и дополнительной коммуникации,  самостоятельной работы по овладению данными способами общения с детьми:

  • интерактивная проекционная реабилитационная система - «Omi-Vista» -  поставляется в неделимом  комплекте -  набор программ «Omi-Vista» с лицензией на 14 базовых программ с возможностью индивидуальной настройки и более 100  готовых к использованию стандартных приложений;
  • электронные средства коммуникации: планировщик занятий, визуально-аудиальное расписание, говорящий альбом,  говорящие кнопки, коммуникативные линейки, персональные коммуникаторы на различное количество сообщений;
  • элементы сенсорной коммуникации: интерактивная панель «Солнышко», сенсорные панели: «Бабочка», «Солнышко», «Радость»;
  • адаптированный набор для детей с аутизмом;
  • адаптированный музыкальный набор для детей-инвалидов.

Для организации информационно-методического сопровождения родителей, а также обучения их методам альтернативной и дополнительной коммуникации,   подготовлены информационные материалы для родителей по видам психолого-педагогической поддержки в области коммуникации  на бумажных и электронных носителях.

 

Проведены диагностические процедуры с каждым ребёнком, включённым в программу, для оценки актуального уровня развития навыков коммуникации, составления Диагностического заключения специалистов и  разработки Индивидуальной программы поддержки семьи и ребёнка для  подбора индивидуальных средств альтернативной и дополнительной коммуникации. При проведении диагностики особенностей коммуникативных навыков была использована Диагностическая карта, включающая в себя оценку сформированности и особенностей коммуникативного взаимодействия ребёнка, выявление и оценку сильных сторон ребёнка, которые будут задействованы  для выбора подходящей системы альтернативной коммуникации (уровень сформированности когнитивных навыков  и сохранности сенсорных сфер),  и определения формы работы в ходе программы с данным ребёнком.

 

По результатам проведённых диагностических процедур составлена Индивидуальная программа поддержки семьи и ребёнка, осуществлён подбор подходящих для каждого ребёнка систем и средств альтернативной и дополнительной коммуникации, выбраны наиболее эффективные для каждой конкретной семьи и ребёнка формы работы специалистов:

 

I) Индивидуальная работа с ребёнком (индивидуальное занятие), которая была  направлена на формирование когнитивных навыков, развитие тонкой моторики и психических функций (внимания, мышления, памяти, восприятия), необходимых для овладения методами альтернативной и дополнительной коммуникации; повышение функциональности и познавательной компетентности детей, повышение коммуникативных способностей и  формирование навыков социального взаимодействия.

В процессе проведения индивидуальных занятий отрабатывались следующие способы альтернативной и дополнительной коммуникации:

  • Коммуникация с опорой на жесты.
  • Использование простых картинок (графических символов).
  • Обучение навыкам глобального чтения.
  • Работа с многофункциональными коммуникаторами.
  • Использование адаптированных наборов.
  • Использование высокотехнологичных интерактивных устройств.

II) Консультирование родителей, которое было направлено на оказание информационной и психологической помощи родителям в адаптации к состоянию ребёнка и коррекцию детско-родительских отношений, а также на освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, и использование в процессе взаимодействия с ребёнком альтернативных и дополнительных средств коммуникации. В ходе консультативной работы родители получили ответы на интересующие их вопросы:

  • альтернативная и поддерживающая коммуникация, как способ стимуляции  речевого развития  ребёнка;
  • выбор подходящего средства альтернативной и поддерживающей коммуникации  с учётом индивидуальных особенностей ребёнка;
  • как правильно применять формы альтернативной и дополнительной коммуникации для стимуляции речевой активности у детей с синдромом Дауна раннего возраста;
  • конструктивное взаимодействие ребёнка раннего возраста со сверстниками в процессе занятия в группе и за её пределами;
  • формирование познавательных процессов, таких как память, внимание, восприятие (подготовительная работа), влияющее в дальнейшем на усвоение методов альтернативной и дополнительной коммуникации;
  • в чем важность процесса коммуникации и его влияние  на развитие ранних отношений в диаде «мать-дитя»;
  • как самостоятельно можно изготовить альбомы и карточки для обогащения пассивного словаря ребёнка и его активизации;
  • «мифы» о влиянии альтернативной и дополнительной коммуникации на речевое развитие ребёнка;
  • как правильно организовать домашнее развивающее пространство, способствующее стимуляции речевой активности ребенка и обучению некоторым навыкам альтернативной и дополнительной  коммуникации.

 

На заключительном этапе была проведена итоговая диагностика и оценка динамики развития коммуникативных и речевых навыков каждого из детей целевой группы, а также оценка включенности родителей в процесс коммуникативного развития и воспитания ребёнка. Итоговая диагностика включала в себя оценку динамики, как основных коммуникативных навыков (формирование ответной реакции  на предложенную коммуникацию; формирование умения инициировать общение; формирование активной позиции при взаимодействии и умения поддерживать коммуникацию; формирование положительного фона и адекватных эмоциональных реакций при взаимодействии; формирование навыка восприятия инструкций взрослого; формирование умения использовать простые жесты, мимику и эмоции при общении и для сообщения ребёнком своих нужд и потребностей), так и навыков относящихся непосредственно к альтернативной и дополнительной коммуникации (формирование умения использовать при коммуникации: элементы жестовой речи; простые картинки и фотографии, простые графические системы; навыки глобального чтения; однофункциональные и многофункциональные электронные коммуникаторы).

При проведении итоговой диагностики помимо оценки динамики усвоения навыков альтернативной и дополнительной коммуникации с использованием Диагностической карты, включающей в себя оценку сформированности коммуникативных, речевых навыков, и  особенностей коммуникативного взаимодействия ребёнка с окружающими, также происходило наблюдение за ребёнком на занятиях, на индивидуальных встречах с родителями и в свободной деятельности. Родители принимали непосредственное участие при оценке сформированности  навыков альтернативной и дополнительной коммуникации.   В форме бесед специалисты совместно с родителями выясняли, какие навыки, полученные на занятиях, включаются в повседневную жизнь  ребёнка и его семьи.  В рамках диагностической процедуры, проводились междисциплинарные совещания специалистов, работающих в программе.

Работа, проведённая за отчётный период, способствовала повышению психолого-педагогической компетентности родителей. Благодаря активной позиции родителей, их включенности в реабилитационные мероприятия, а также  выполнению родителями рекомендаций специалистов,  дети целевой группы стали демонстрировать умения отвечать на предложенную коммуникацию выполнять простые инструкции взрослого,  инициировать процесс взаимодействия,  проявлять познавательную, социальную и речевую  активность.

Общие выводы:

Благодаря оказанной специализированной психолого-педагогической помощь детям с синдромом Дауна с использованием технологий, методов альтернативной и дополнительной коммуникации (на основании индивидуальных программ помощи), способствовала увеличению показателей развития коммуникативных и речевых навыков, что, в свою очередь, способствовало их лучшей социализации и адаптации в социуме.

Дети целевой группы могут отвечать на предложенную коммуникацию, инициировать взаимодействие, проявлять активность в общении и поддерживать коммуникацию с использованием вербальных и не вербальных средств коммуникации.

Родители овладели методами развития навыков коммуникации и общения у детей, включали данные навыки в повседневную жизнедеятельность ребёнка, получили рекомендации специалистов по самостоятельной организации коррекционно - развивающих занятий в домашних условиях, направленных на развитие актуальных навыков, что значительно улучшило взаимодействие в диаде родитель-ребенок и повысило уровень жизни семьи и ребёнка.

В 2014 году оказана психолого-педагогическая помощь 38 детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья, имеющим нарушение коммуникации, из 4  муниципальных образований (Коченевский, Новосибирский сельский, Чулымский  районы Новосибирской области, г. Новосибирск (10 районов).

Для каждого ребёнка составлена и реализована Индивидуальная программа помощи и поддержки. Общее количество оказанных услуг – 420. 

 

Индивидуальные  занятия в рамках внедрение технологий и методик альтернативной и дополнительной коммуникации

Промежуточные итоги реализации программы.

В I полугодии 2014 года оказана специализированная психолого-педагогической помощь 30 детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья от 1,5 до 5 лет, имеющим нарушение коммуникации, из 4  муниципальных образований (Коченевский, Новосибирский сельский, Чулымский  районы Новосибирской области, г. Новосибирск). Для каждого ребёнка составлена и реализована Индивидуальная программа помощи и поддержки. Общее количество оказанных услуг – 420.

Помощь, оказанная с использованием технологий, методов альтернативной и дополнительной коммуникации (на основании индивидуальных программ помощи), способствовала увеличению показателей развития коммуникативных и речевых навыков, что, в свою очередь, способствовало их лучшей социализации и адаптации в социуме. После реализации программы у детей значительно повысился уровень коммуникативных и речевых навыков. Дети стали более активно использовать вербальные и невербальные средства общения в повседневной жизни –  звукоподражание, слова, усеченные фразы, жесты, мимику. Охотнее реагируют на коммуникацию инициированную другими, инициируют взаимодействие и поддерживают контакт, проявляют большой интерес к предложенному материалу, понятнее выражают свои чувства и желания для окружающих. Исходя из результатов первичной и итоговой диагностик, можно также отметить повышение уровня слухового и зрительного восприятия, а также способностей к локализации шумов окружающей среды и речи. У детей повысилась потребность в коммуникации, возрос интерес к общению со сверстниками, дети проявляют активность при взаимодействии.

Следует отметить повышение уровня родительской компетентности в вопросах коммуникативного развития ребёнка. Родители овладели методами развития коммуникативных навыков у детей, включали эти навыки в повседневную жизнедеятельность ребёнка, получили рекомендации специалистов по организации самостоятельных занятий, направленных на развитие данных навыков в домашних условиях, что значительно повысило уровень жизни семьи и ребёнка.