Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии

Новости

Все новости

«Домашнее визитирование»

Март-ноябрь 2013г.

«Домашнее визитирование» - оказание услуг по организации работы по внедрению технологии домашнего визитирования при оказании помощи семьям с детьми-инвалидами, находящимся в трудной жизненной ситуации (на 2013 год)

 

Цель: организация оказания квалифицированной, социально-психологической и социально-педагогической помощи в домашних условиях семьям с детьми-инвалидами, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Задачи:

  1. социально-психологическая и социально-педагогическая помощь детям-инвалидам в домашних условиях;
  2. обучение родителей приёмам ухода за ребёнком-инвалидом, методам его развития и воспитания в домашних условиях;
  3. включение родителей в процесс реабилитации и адаптации ребёнка.

Целевая группа: семьи с маломобильными детьми-инвалидами с сочетанными нарушениями развития – всего не менее 30 семей.

 

Проект осуществляется в рамках муниципального контракта. Источником финансирования исполнения контракта является: бюджет города Новосибирска  на 2013 год (ведомственная целевая программа «Дети и город» на 2012 – 2016 годы, п. 1.7.7.).

 

Промежуточные итоги.

В ходе реализации данного контракта семьям, воспитывающим детей-инвалидов и находящимся в трудной жизненной ситуации, оказываются  социально-психологические и социально-педагогические виды помощи в домашних условиях. Для оказания психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи осуществлён набор привлеченных специалистов (педагог-дефектолог, логопед, психолог), которые обучены технологии домашнего визитирования. Также набрана целевая группа семей, все семьи проживают на территории города Новосибирска. Для отчётной деятельности и анализа работы с семьями разработан и утверждён пакет рабочей документации.

На данный момент специалисты регулярно осуществляют домашние визиты в семьи (1 раз в неделю), проводят коррекционно-развивающие занятия с детьми, оказывают консультативную помощь родителям. Работа специалистов чётко структурирована, согласно индивидуальному плану, который строится на результатах первичной диагностики. Основной задачей специалистов является обучение родителей приёмам конструктивного взаимодействия с ребёнком-инвалидом, учитывая его возрастные и психологические особенности развития, включение родителей в коррекционно-развивающий процесс, формирование адекватного запроса к специалистам, формирование активной жизненной позиции.

За период реализации данного контракта можно отметить положительную динамику в процессе работы с семьями: дети охотно идут на контакт, включаются в игровое взаимодействие, активно исследуют предложенный игровой материал, манипулируют им, выполняют простые просьбы педагогов. Родители также охотно принимают участие в играх, стараются выполнять рекомендации специалистов, отрабатывать методы и приёмы конструктивного взаимодействия с ребёнком ежедневно в домашних условиях, в быту. Для закрепления и отработки когнитивных, моторных навыков специалисты оставляют игровой развивающий материал до следующего визита в семью. Родители отмечают, что это благоприятно влияет на процесс развития детей, родители отмечают динамику в речевом, познавательном, двигательном, эмоционально-волевом развитии детей.

В дальнейшем планируется провести оценку качества услуг посредством промежуточной, итоговой диагностики уровня развития детей целевой группы, а также уровня включённости родителей и близких взрослых и анкетирования.

Итоги оказания услуг по организации работы по внедрению технологии домашнего визитирования при оказании помощи семьям с детьми-инвалидами, находящимся в трудной жизненной ситуации (на 2013 год)

 

С 1 апреля по 31 ноября 2013 года специалистами ГООИ «Общество «ДАУН СИНДРОМ» осуществлялась реализация муниципального контракта, целью которого было  внедрение технологии домашнего визитирования при оказании помощи семьям с детьми-инвалидами, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Целевую группу контракта составили 30 семей, воспитывающих детей с такими сложными сочетанными нарушениями в развитии как:

  • сложные формы ДЦП (двойная гемиплегия, спастическая диплегия, сгибательные множественные контрактуры верхних, нижних конечностей);
  • генетические нарушения (синдром Дауна, синдром Денди-Уокера), осложнённые соматическими заболеваниями - нарушениями в функционировании сердечно-сосудистой,  дыхательной, эндокринной систем организма;
  • нарушения аутистического спектра;
  • органическое поражение ЦНС, умственная отсталость; повышенная возбудимость, гиперактивность.
  • сочетания сенсорных, интеллектуальных, двигательных, речевых и эмоциональных нарушений; сочетания основного диагноза с различными неврологическими синдромами.

Семьи были направлены Комплексными центрами социального обслуживания населения всех районов г. Новосибирска. Многим родителям было отказано в психолого-педагогической помощи их детям  на базе учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты. Причинами отказа стали  сложные нарушениями в развитии у детей, кроме того, некоторые специалисты данных учреждений считают детей необучаемыми.

Общее количество визитов в месяц на всех специалистов (логопеда, психологов, педагогов-дефектологов) составляло не менее 100. Продолжительность одного визита – не менее 1,5 часов. В программе работала междисциплинарная команда специалистов (6 человек).

Работа с семьями велась по следующим направлениям:

  • оказание психолого-педагогической, коррекционно-развивающей, консультативной помощи родителям и их детям;
  • психологическая поддержка семей, оказавших в трудной жизненной ситуации,принятие ребёнка, его диагноза, особенностей развития и здоровья;
  • формирование положительного и доброжелательного отношение к ребёнку, гармоничного взаимодействия в диаде «мать-дитя», а также между близкими взрослыми, с которыми проживает ребёнок;
  • формирование интереса к процессу развития ребёнка, ориентировка на его достижения, результаты;
  • развитие познавательной сферы детей (обучение навыкам счёта, письма, чтения), развитие основных высших психических функций (восприятие, внимание, память, мышление, речь).

 

По окончанию проекта с родителями была проведена качественная оценка эффективности оказанных услуг.Родители, воспитывающие детей со сложными сочетанными нарушениями в развитии, отметили высокий профессионализм специалистов, а также они считают, что домашнее визитирование является необходимой социальной услугой, которая высоко эффективна, так как у детей отмечаются новые навыки и умения, они быстрее развиваются.