Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии

Новости

Все новости

«Не просто слова»

Декабрь 2012г. – сентябрь 2013г.  «Не просто слова» - внедрение  программ альтернативной и дополнительной коммуникации для детей с синдромом Дауна.

Цели проекта:

- социализация и адаптация детей с синдромом Дауна в обществе,  развитие умения вступать в коммуникацию и общение с использованием вербальных и невербальных средств общения - альтернативных и дополнительных;

- развитие и внедрение в практику учреждений и организаций технологий помощи детям с нарушениями коммуникации с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации.

Задачи проекта:

- оказание квалифицированной  психолого-педагогической помощи детям с синдромом Дауна по развитию навыков коммуникации и общения с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации;

- обучение родителей методам развития у детей с синдромом Дауна навыков коммуникации и общения, включение дополнительных средств коммуникации в  повседневную жизнь семьи;

- внедрение методик альтернативной и дополнительной коммуникации в практику организации;

- обобщение опыта по использованию средств альтернативной и дополнительной коммуникации у детей с синдромом Дауна; 

- трансляция опыта среди специалистов государственных учреждений и общественных организаций Новосибирской области, включённых в процесс помощи и поддержки детям с  коммуникативными нарушениями. 

 

Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться. Альтернативная коммуникация может:  быть необходима постоянно; применяться как временная помощь;  рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью. В нашем проекте альтернативная и дополнительная коммуникация будет выступать как стимул формирования коммуникативных навыков, навыков общения у детей с синдромом Дауна, как помощь в развитии вербальной (звуковой) речи. Использование дополнительных средств будет способствовать развитию абстрактного мышления и символической деятельности, способствуя развитию понимания и появлению вербальной  речи. Коммуникация — это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Такими средствами могут быть  жесты, символические  изображения (картинки, фотографии, рисунки, значки, пиктограммы, системы символов),   звуковые и электронные коммуникаторы.  Данные средства предоставляют в распоряжение «неговорящего» ребёнка инструмент, позволяющий выразить ему свои желания, потребности, чувства. Эти системы помогают обеспечить достаточно эффективную коммуникацию на всех уровнях жизнедеятельности ребёнка (домашняя среда с её «рутинами», обучение, общение со сверстниками, общение за пределами дома и дошкольного учреждения, школы, взаимодействие с персоналом при посещении магазинов, кинотеатров, кафе).

 

 Половина проекта пройдена. Промежуточные итоги. 

Работа с детьми летит так стремительно, что не успели мы оглянуться, а уже прошло больше половины работы проекта «Не просто слова» - внедрение  программ альтернативной и дополнительной коммуникации для детей с синдромом Дауна».

Анализируя ход реализации проекта, мы можем подвести следующие промежуточные итоги:
• с учётом принципов междисциплинарного подхода к работе сформирован кадровый ресурс проекта. В проект включены следующие специалисты: специалист по ранней коммуникации, психолог, логопед, педагог-дефектолог. Все специалисты имеют базовое высшее образование и дополнительное (курсы повышения квалификации, сертификаты, государственные свидетельства) по специализации нарушений;
• было организовано коммуникативно-игровое пространство для детей, созданы условия для эффективной работы специалистов (закуплено игровое и реабилитационное оборудование, подготовлены средства альтернативной и дополнительной коммуникации для проведения индивидуальных и групповых занятий с детьми);
• набрана целевая группа семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, имеющих нарушения в коммуникативной сфере в возрасте от 1,5 до 8 лет. Количество детей, вошедших  в проект, составило:
- 1 группа (раннего возраста от 1,5 до 3 лет) - 15 человек.
- 2 группа (младшего возраста от 3 до 5 лет)- 6 человек.
- 3 группа (дошкольного возраста от 5 до 8 лет)- 9 человек;
• были подготовлены информационно-методические сборники и наглядные материалы  для родителей на бумажных и электронных носителях;
• 2 специалиста проекта прошли стажировку на базе НОУ ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства» и получили необходимые знания и навыки по технологиям альтернативной и дополнительной коммуникации. По результатам стажировки проведён обучающий тренинг для специалистов  КЦСОН, сотрудничающих с организацией в рамках реализации проекта и внедряющих на своей базе технологию альтернативной и аугментативной коммуникации с целью транслирования полученного опыта;
• дети сформированной целевой группы прошли комплекс диагностических процедур для оценки их актуального уровня сформированности коммуникативных навыков;
• по результатам проведённых диагностических процедур была составлена Индивидуальная программа поддержки семьи и ребёнка, осуществлён подбор подходящих для каждого ребёнка систем и средств альтернативной и дополнительной коммуникации, выбраны наиболее эффективные для каждой конкретной семьи и ребёнка формы работы специалистов:
-индивидуальная работа с ребёнком (индивидуальное занятие) направлена на формирование когнитивных навыков, развитие тонкой моторики и психических функций (внимания, мышления, памяти, восприятия), необходимых для овладения методами альтернативной и дополнительной коммуникации;
-групповая работа с детьми (групповое занятие) направлена на повышение функциональности и познавательной компетентности детей, повышение коммуникативных способностей и  формирование навыков социального взаимодействия в группе сверстников;
-консультирование родителей направлено на оказание информационной и психологической помощи родителям в адаптации к состоянию ребёнка и коррекцию детско-родительских отношений, а так же на освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, и использование в процессе взаимодействия с ребёнком альтернативных и дополнительных средств коммуникации;
-домашнее визитирование направлено на оказание психолого-педагогической помощи ребёнку в домашних условиях (естественной среде), а так же помощь родителям в организации эффективной домашней коррекционно-развивающей среды, необходимой для успешного развития и воспитания ребёнка;
• организована интерактивная площадка для обмена опытом между специалистами, включёнными в реализацию проекта и специалистами НОУ ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства» для осуществления дистанционной поддержки и сопровождения процесса реализации проекта.

 

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 3 мая 2012 года №216-рп

 

Итоги второго периода.

В период с 1 апреля по 31 июня 2013 года проходил второй этап реализации проекта «Не просто слова» -  внедрение  программ альтернативной и дополнительной коммуникации для детей с синдромом Дауна. Была проведена промежуточная диагностика детей целевой группы проекта для оценки динамики развития и формирования, как общих коммуникативных навыков, так и навыков альтернативной и аугментативной коммуникации. 30 детей с синдромом Дауна и их семьи участвуют в проведении индивидуальных и групповых занятий, консультаций и домашних визитов, получают специализированную психолого-педагогическую и социально-реабилитационную помощь и поддержку с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации.

Специалистами проекта оказаны услуги семьям целевой группы в следующем объёме: психолог – 330 индивидуальных занятий и 30 диагностических обследований, педагог-дефектолог  – 330 индивидуальных занятий и 30 диагностических обследований, логопед – 36 групповых занятий и 45 домашних визитов, специалист по ранней детской коммуникации – 36 групповых занятий и 45 домашних визитов.

27 июня 2013 года была проведена дистанционная он-лайн консультация (сопровождение) НОУ ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства», в ходе которой проанализированы особенности развития коммуникативной сферы ребёнка с синдромом Дауна, имеющего сочетанный СДВГ, особенности построения коммуникативного процесса с семьёй, структура повседневной деятельности.

18-20 июня 2013 года проведена супервизия работы  специалистов проекта, приглашённым экспертом НОУ ДПО «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства» Балобановой В.П. (логопед, консультант, эксперт в области раннего вмешательства). Происходил просмотр  видеоматериалов занятий, анализ группового занятия младшей адаптационной группы, анализ работы специалистов на индивидуальных занятиях с детьми. В завершении работы все специалисты ГООИ «Общество «ДАУН СИНДРОМ» получили удостоверение о краткосрочном повышении квалификации.

 

Итоги реализации проекта

В ходе реализации проекта были проведены следующие мероприятия:

  • Повышена квалификация 2-х специалистов проекта в НОУ ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства».
  • Осуществлён обмен опытом между специалистами проекта и сотрудниками НОУ ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства», оказывающими дистанционное сопровождение проекта. Проведено 5 дистанционных он-лайн консультаций по вопросам, касающимся работы с детьми с синдромом Дауна, имеющими коммуникативные трудности.
  • Проведён тренинг для специалистов комплексных центров социального обслуживания населения Дзержинского, Советского и Центрального районов города Новосибирска, на котором специалисты получили знания о технологии альтернативной и дополнительной коммуникации.
  • Проведена супервизия работы специалистов проекта (анализ индивидуальных и групповых занятий с детьми, видеоматериалов работы специалистов по индивидуальным случаям, вызывающим вопросы) экспертом НОУ ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства».
  • Проведён семинар для специалистов, работающих с детьми с нарушениями коммуникации, на котором профильные специалисты были ознакомлены с новыми методами и приёмами работы, а также с эффективным реабилитационным инструментарием.
  • Проведены 3 супервизии работы специалистов комплексных центров социального обслуживания населения, в ходе которых профильные специалисты (дефектологи, психологи, логопеды) получили профессиональную оценку использования ими технологий альтернативной и дополнительной коммуникации; был проведён анализ эффективности применения данных технологий в различных ситуациях.

Более подробная информация о проекте, этапах его реализации, а также об отдельных мероприятиях в рамках проекта,своевременно размещаласьна сайте организации.