Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии

Новости

Все новости

Лекотека в каждом районе

В 2012 году открыты две Лекотеки:

  • МБУ города Новосибирска «Комплексный центр социального обслуживания населения Центрального района», ул.Фрунзе, 2 (дата открытия – 04 декабря 2012 года)
  • МБУ города Новосибирска «Комплексный центр социального обслуживания населения Советского  района», ул.Новоморская, 18 (дата открытия – 04 декабря 2012 года)

 

 

 

 

 Развитию сети лекотек – служб психологического сопровождения и специальной педагогической помощи детям и родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития, с использованием игротерапевтических приёмов в  2012 году, - осуществлялось в рамках муниципального контракта  (источник финансирования - бюджет города Новосибирска  на 2012 год (ведомственная целевая программа «Дети и город» на 2012 – 2016 годы, п. 1.7.3.)).

 

№ п/п

Мероприятие

Срок проведения

1

Определение 2-х площадок для работы Лекотек (совместно с Управлением социальной поддержки мэрии Новосибирска)

Май

2

Анализ реализации и использования имеющихся условий, включая архитектурные решения и существующее оборудование для функционирования Лекотеки

Май

3

Подготовка рабочей  административной документации: 

-  соглашение между МБУ КЦСОН и исполнителем

-  договоров между МБУ  КЦСОН и получателем услуг

-  приказ о специалистах МБУ КЦСОН

Июнь

4

Набор целевой группы (25 детей, 35 родителей (пролонгированные группы))

Май

5

Оформление пакета рабочей практической документации Лекотеки

Май

6

Обучение специалистов (семинары, тренинги) на базе НГПУ и обеспечение электронными материалами обучения

Июнь

7

Проведение первичных приёмов; анкетирование;  диагностических игровых сеансов с детьми с участием разных специалистов и различных способов игрового воздействия; составление индивидуальных программ реабилитации (не менее 3 часов на каждого ребёнка)

Июнь

8

Закупка оборудования для Лекотек

Июнь – ноябрь

9

Организация и проведение развивающих и коррекционных занятий, терапевтических игровых сеансов с детьми по индивидуальному плану (32 часа на каждого ребёнка)

Июнь – декабрь

10

Проведение групповых родительских занятий

(10 часов)

Июнь – декабрь

11

Проведение супервизий (10 посещений)

Июнь – ноябрь

 

12

Промежуточный и итоговый диагностический контроль для коррекции индивидуальной программы реабилитации

Сентябрь, декабрь

13

Издание методические материалы для специалистов и родителей

Июнь - декабрь

14

Предоставление семьям комплекта опорных документов методической поддержки: заключение специалистов; рекомендации специалистов для домашних занятий с учётом перспективы развития; блок стимульных материалов, подготовленный с опорой на сложную структуру дефекта

Июнь - декабрь

15 Оценка качества услуг: проведение анкетирования родителей по вопросу качества предоставленных услуг – до и после проведения реабилитационных мероприятий; динамическая оценка развития ребёнка, опрос, использование дополнительных оценочных шкал

Июнь - декабрь

 

Для приобретения оборудования дополнительно были привлечены  средства  Благотворительного фонда помощи детям «Спасибо!» (директор фонда Кайгородцева Д.В.) при содействии Благотворительного фонда «Солнечный город» (директор фонда Аксенова М.А.)

 

Справочно:

 

Лекотека – это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи детям и родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития. Целевая группа: Дети со сложной сочетанной патологией (мультисенсорные расстройства, нарушения с регуляторными расстройствами, интеллектуальное отставание с аффективными нарушениями, осложненные формы ДЦП и аутизма, нарушения слуха, зрения и речи) и их родители.

 

Цель: создание благоприятных условий для развития личности ребёнка с ограниченными возможностями дошкольного возраста; содействие социально-психологической адаптации ребёнка с использованием игротерапевтических приёмов; организация психологической поддержки семьи.

 

Задачи, на решение которых направлен проект:

- развитие коммуникативных способностей, расширение круга общения детей со сложностями в адаптации, обусловленных сочетанной патологией;

- улучшение сенсорного восприятия, двигательно-моторного развития, аффективной сферы и регуляторных способностей;

- вовлечения семьи в процесс развития ребёнка, поиск ресурсных возможностей внутри семьи.

 

 

Маршрут прохождения ребёнка в Лекотеке:

1. Первичный приём, комплексная диагностика, определение запроса родителей, анкетирование родителей.

2. Проведение диагностического игрового сеанса.

3. Составление коллегиально специалистами индивидуальной программы для ребёнка

4. Работа с разными специалистами и различными способами игрового воздействия. Подбор оптимальных способов развития ребёнка.

5. Проведение развивающих и коррекционных занятий по индивидуальному плану, терапевтические игровые сеансы.

6. Промежуточный диагностический контроль для коррекции индивидуальной программы.

7. Итоговый диагностический контроль, разработка семейного и образовательного маршрута.

8. Проведение групповых родительских тренингов.

 

Особенности индивидуальной работы в Лекотеке:

  • Специалистами составляется индивидуальная программа реабилитации, на основе которой строится занятие.
  • Ребёнком самостоятельно выбирается форма, интенсивность и продолжительность взаимодействия.
  • Присутствие и активное участие родителей.
  • Активация инициативности ребёнка.
  • Поддержка позитивного стиля взаимодействия родителя с ребёнком.

 

Особенности групповой работы в Лекотеке:

  • На групповых занятиях могут присутствовать и принимать активное участие родители и другие родственники (братья и сестры)
  • Группы формируются согласно примерно одинаковому уровню эмоционально-волевого, когнитивного и личностного развития
  • Количество детей в группе 3-5 человек, объединённых по схожим нарушениям развития
  • Каждой семье, где воспитывается ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, предоставляется комплекс опорных документов методической поддержки:
  • заключение специалистов об уровне актуального развития ребёнка;
  • рекомендации специалистов для занятий дома с учётом перспективы ближайшего развития;
  • блок стимульных материалов, подготовленный с опорой на сложную структуру дефекта.