Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии

Новости

Все новости

Служба ранней помощи

2009-2010 гг. Действует в рамках программы Новосибирской области «Первые ступеньки к развитию» реализуемой совместно с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Основная цель - развитие Службы ранней помощи на базе Городской общественной организации инвалидов «Общество «ДАУН СИНДРОМ». Организация психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей в возрасте от рождения до четырех лет, имеющих ограниченные возможности здоровья и особые образовательные потребностями, - для содействия оптимальному развитию и адаптации детей в обществе, а также оказание помощи родителям/семьям, воспитывающих этих детей.

Задачи:

  • Взаимодействие с учреждениями системы здравоохранения и социальной защиты для обеспечения выявления детей, нуждающихся в ранней помощи.
  • Проведение психолого-педагогического обследования детей целевой группы и их семей.
  • Оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям целевой группы, социально-психологической и образовательной поддержки их родителям/семьям.
  • Осуществление работы по адаптации и социализации детей целевой группы.
  • Включение родителей/семьи в процесс воспитания и обучения.
  • Обеспечение преемственности в сопровождении детей в учреждениях здравоохранения, социальной защиты и образования.

Итоги 2009 года:

  • Организовано новое рабочее место и игровое развивающее пространство для проведения консультаций с родителями и организации коррекционно-развивающих занятий для детей раннего возраста.
  • Проведена работа по информированию населения для привлечения целевой группы.
  • Командой специалистов проведено психолого-педагогическое обследование детей целевой группы для включения в Службу ранней помощи/или отказа в услугах. По итогам комплексной диагностики с учётом возрастных границ дети включены в соответствующие ступени программы:
  • - I ступень – дети в возрасте от рождения до полутора лет/режим консультирования или домашнего визитирования;
  • - II ступень – дети в возрасте от полутора до четырёх лет/режим консультирования или индивидуальных/групповых занятий в Службе. Родителям/семьям оказана социально-психологическая помощь и образовательная поддержка.
  • В ходе работы с каждой семьёй была проведена деятельность по развитию абилитационной компетентности и повышению уровня их включённости в процесс развития и воспитания ребёнка, проведены консультации по развитию детей и организации развивающей среды для ребёнка в домашних условиях.
  • В декабре 2009г. была проведена промежуточная диагностика для выявления динамики/регресса в развитии детей. По итогам промежуточной диагностики за отчётный период была выявлена положительная динамика в развитии детей. Наибольший рост позитивного развития был отмечен у детей, которые посещают консультации специалистов 2 раза в неделю.
  • Проведена работа по адаптации и социализации детей. Моментом адаптации является проведение групповых тематических занятий с детьми.

Результаты:

  • В Службе разработаны, сформированы и закреплены принципы
  • межсекторного взаимодействия в вопросах ранней диагностики отклонений в развитии и ранней помощи детям целевых групп совместно с учреждениями здравоохранения, социальной защиты и образования.
  • Разработаны стандарты качества услуг по оказанию ранней помощи.
  • Проведены психолого-педагогические обследования 28 детей целевой группы и их семей.
  • Оказана коррекционно-развивающая помощь 25 детям целевой группы.
  • Оказана социально-психологическая и образовательная поддержка 28 семьям.
  • Проведена промежуточная (вторичная) диагностика детей путём междисциплинарной оценки развития
  • Проведена информационно-просветительская работа с родителями о том, куда они могут обратиться за консультацией невролога, генетика, психиатра, окулиста, эндокринолога, в случае необходимости.
  • Родителям предоставлена информация об их социально-правовых гарантиях и возможностях выбора дошкольного образовательного учреждения.
  • Обеспечена преемственность в сопровождении 1 ребёнка в детском дошкольном учреждении обычного типа.
  • 60% семей встали на учёт в Комплексные центры социального обслуживания населения по месту жительства для получения дополнительных услуг, в том числе и реабилитационных.

Итоги работы службы ранней помощи в 2010 году.

  • Проведено психолого-педагогическое обследование 47 детей целевой группы и их семей. Семьи получили рекомендации по развитию и воспитанию детей
  • Оказана комплексная коррекционно-развивающая  помощь 33 детям целевой группы. Оказана социально-психологическая и образовательная  поддержка их родителям/семьям. Проведены междисциплинарные оценки состояний развития детей,   выявлена положительная динамика в развитии 100% детей (из 40% прошедших промежуточную диагностику)
  • Проведены оценки включённости родителей в процесс развития детей. У 70% наблюдается позитивная динамика в развитии
  • 15 детей  включены в дошкольный образовательный процесс, в том числе  7 детей  в учреждениях общего типа

Кроме того, экспертом службы:

  • осуществлён анализ наличия услуг ранней диагностики в целях выявления рисков и факторов рождения детей с врождёнными пороками развития и генетическими аномалиями через проведение экспертиз в 5 районах Новосибирской области, а также мониторинг информированности населения по профилактике ВПР, НБ  и тяжёлых инвалидизирующих хронических заболеваний по районам Новосибирской области, информированности среди специалистов системы здравоохранения муниципальных образований и сельских поселений Новосибирской области  о возможностях и порядке оказания ранней помощи (количество респондентов 212);
  • осуществлено экспертное консультирование 37 семей с врождёнными порками развития и наследственными заболеваниями.