Мы в соцсетях:
   

Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии

Я познаю мир

Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии

Новости

Все новости

«Возможность быть вместе»

«Возможность быть вместе» – программа формирования ответственного родительства в семьях, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Ответственное родительство в семье, в которой растёт и воспитывается ребёнок-инвалид или ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, складывается с учётом положения, в котором оказывается семья. Как правило, родители ребёнка находятся в трудной жизненной ситуации. В состоянии стресса/жизненного кризиса семья может находиться много лет, что существенно мешает процессу развития и воспитания ребёнка. Адекватное проживание и преодоление кризиса в случае профессиональной поддержки и помощи позволит семье получить конструктивный опыт родительства и будет способствовать формированию родительской компетентности.
 
В рамках программы  специалисты помогут семьям сформировать родительскую компетентность и создать универсальные условия для развития ребёнка в домашней обстановке. Для взаимодействия с родителями будут осуществляться следующие формы работы: домашнее визитирование; групповые занятия с родителями и детьми;психологическое консультирование;  тренинги, мастер-классы; культурно-массовые мероприятия.Семьи будут обеспечены информационными и методическими материалами.
 
Для оценки качественных изменений в жизни целевой группы будет проводиться мониторинг эффективности деятельности по проекту путём сравнения контрольных показателей: преодоление семьёй кризисного состояния; накопление опыта ответственного родительства; создание в семье универсального дизайна, отвечающего потребностям развития ребёнка и т.д.
 
Деятельность по формированию помогающей услуги будет сопровождаться: обобщением результатов реализации проекта; разработкой методических рекомендаций по оказываемой услуге (издание методической брошюры – 300 экз.); ознакомлением и обучением специалистов, работающих с целевой категорией (проведение обучающего семинара для 50 специалистов); информированием общественности об услуге (реализация плана информационного сопровождения проекта).
 
Срок реализации проекта – март – ноябрь 2011 года. Проект реализуется в рамках гранта Новосибирской области.
 
 
 
Промежуточные итоги проекта.
 

На начальном этапе реализации проекта были выделены критерии, по которым будет осуществляться набор целевой группы:

  • родители ребёнка находятся в трудной жизненной ситуации;
  • в семье наблюдается неблагоприятная внутрисемейная обстановка и  нарушение взаимодействия с социальным окружением;
  • неполные семьи, в которых воспитывается ребёнок-инвалид или ребёнок с ограниченными возможностями здоровья;
  • семьи, в которых воспитываются дети-инвалиды со сложными сочетанными нарушениями.

Один или сочетание нескольких критериев явилось показанием для включения в проект.

Количество семей на 01 июня 2011 года составляет – 21. 

Для организации процесса  и взаимодействия в рамках проекта были закреплены  внешние и внутренние процедуры взаимодействия, составлен график работы специалистов. Для осуществления эффективной работы   приобретено развивающее  игровое оборудование, подготовлены комплекты  информационных и специализированных материалов для родителей, изготовлены наглядные печатные пособия для  детей.   Кроме того, приобретён  пылесос для уборки игровой комнаты; офисные принадлежности, канцелярские товары и расходные материалы.  

 

Деятельность по проекту:

После первичного набора целевой группы был проведена диагностика состояния семьей.  На основании проведённой диагностики для каждой семьи была определена форма работы и составлен индивидуальный план помощи:

  1. Для семей с детьми раннего возраста  была определена форма домашнего визитирования – 4 семьи.  При осуществлении домашнего визитирования специалисты имели возможность разработать план помощи семье с учётом семейной обстановки и окружающей ребёнка жизненной среды, составить полное представление о характере сложившихся детско-родительских отношений, о методах развития и воспитания ребёнка, применяемых в семье. При этом также представляется возможность проведения наиболее точной диагностики развития ребёнка – в естественных для него условиях.

Формы работы с семьёй: психолого-педагогическая помощь семье, помощь в создании универсальных условий для развития ребёнка в домашней обстановке. Количество домашних визитов в семью: не реже 1 раза в месяц.

  1. Для семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, была выбрана форма психологического консультирования – 15 семей. Помощь семьям заключается в преодолении стресса, изыскании ресурсов для нормализации жизни семьи.
  2. Для семей, в которых наблюдается неблагоприятная внутрисемейная обстановка и  нарушение взаимодействия с социальным окружением, была выбрана интерактивная форма работы, сочетающая в себе как психологическое консультирование, так и включение в групповое и тренинговое взаимодействие – 17 семей.  Целью такой работы являлась как нормализация жизни семьи, формирование внутрисемейной поддержки матери, построение адекватных горизонтальных и вертикальных внутрисемейных связей, так и  формирование детско-родительских отношений, стимуляция активности семьи в вопросах развития и помощи ребёнку, организация взаимодействия в диаде «мать-дитя», а также взаимодействия ребёнка и других членов семьи.

Периодичность – 3 группы 1 раз в неделю. Количество участников группового занятия – не более 10 человек (5 семей).

  1. Семьи, которые воспитывают детей-инвалидов со сложными сочетанными нарушениями, были включены в систему психологического консультирования и групповые занятия. Кроме того, по решению команды специалистов для 1 семьи была добавлена форма индивидуальной помощи. Также в отчётном периоде реализации проекта были проведены тренинги для родителей:
  • 16.04.2011 года - «Эмоциональное состояние мамы и её влияние на ребёнка. Умение управлять сложной жизненной ситуацией» (количество участников – 10 человек).
  • 07.05.2011 года - «Приёмы продуктивного взаимодействия родителей с ребёнком.  Построение общения с ребёнком с учётом ограничений в его здоровье» (количество участников – 10 человек).

 

Все родители были обеспечены информационно-методическими  материалами (методическими пособиями, наглядными пособиями), а также материалами  по социальной  правовой компетентности, по вопросам здоровья ребёнка. Каждой семье была предоставлена возможность воспользоваться развивающим и игровым оборудование, специалистами продемонстрированы материалы по созданию универсальной развивающей среды для ребёнка в домашних условиях.

 

Итоги проекта

 

  • Сформирована позиция ответственного родительства,  получены новые знания по родительской компетентности и ответственности,  родители применяли полученные знания в реальной жизненной ситуации – 30 семей.
  • Снижен уровень ситуативной психологической тревожности – 30 семей.
  • Осуществлены домашние визиты – 28 визитов.
  • Проведены групповые занятия, общее количество – 102 занятия.
  • Организовано психологическое консультирование – 80 консультаций.
  • Проведены тренинги  для родителей – 5 тренингов.
  • Проведены мастер-классы для родителей – 3 мастер-класса.
  • Проведён информационный семинар для специалистов – 1 семинар.
  • Специалисты учреждений социальной защиты, оказывающие услуги семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, получили опыт формирования ответственного родительства в семьях с детьми-инвалидами – 50 человек. 
  • Распространена методическая брошюра – 300 экз. (специалисты и родители применяли информационно-методический материал в своей деятельности).