Мы в соцсетях:
  

Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии

Я познаю мир

Экомаркировке доверяй, но проверяй

Почему компании не считают за обман утаивание отдельной информации или предоставление заведомо ложных сведений о себе? Может, потому что это бизнес и в нем нет места совести. А может, потому что некоторые компании зарвались: многого добившись, они стали считать себя всесильными и всемогущими, а еще перестали бояться наказания и потери репутации. Я придерживаюсь второго варианта. Потому что некоторые компании все же остаются верны идеалам. И пока они не получили какой-то награды, они себе ее наличие не приписывают. Тем, кто не в теме и считает, что я просто негативно настроена, отвечу: вы тоже будете негативить, когда узнаете, что ваша любимая компания, товарами который вы пользовались последние 5 лет, записалась в ряды обманщиков. Как это было расскажу дальше.
 
Ко мне регулярно обращаются распространители продукции разных фирм с просьбой прорекламировать что-нибудь — от волшебных салфеток, отмывающих всё подряд, до каких-то пластин. Я так же регулярно отказываю. Но когда тебя просит об этом компания, товарами которой ты пользуешься уже много лет и к которой у тебя совсем нет претензий, невозможно не согласится. Это, конечно, не расследование, но кое-что незаконное я всё-таки обнаружила.
 
Есть несколько причин, почему я считаю ранее любимую мной DIAVLI гринвошингом. Если помните определение гринвошинга, так называют поведение компаний, которые объявляют свой продукт экологичным без оснований. Так вот, до сих пор представители DIAVLI не смогли предоставить мне ни одного экологического сертификата, выданного независимым сертифицирующим органом. Вместо них присылали сертификаты соответствия, которые не имеют никакого отношения к экологичности. Это принципиально разные вещи.
 
Впрочем, в этом нет ничего необычного. Такое случается сплошь и рядом, поскольку в России никто не контролирует использование приставки эко-. Достаточно зайти в любой супермаркет, чтобы в этом убедиться. И я бы могла просто пройти мимо, если бы случайно не обнаружила экомаркировку «Голубой ангел» на тех самых волшебных салфетках — из синтетических материалов, по цене чугунного моста.
 
«Голубой ангел» — экологическая маркировка первого типа, которая была создана аж в 1978 году в Германии. Стандарты «Голубого ангела» оценивают продукты по жизненному циклу.
 
Прислушавшись к своей интуиции, я решила проверить правомерность использования маркировки. Поскольку «Голубой ангел» входит во Всемирную ассоциацию экомаркировки (GEN), как и наш «Листок жизни», я очень быстро получила подтверждение, что компания DIAVLI не сертифицирована по стандарту «Голубого ангела», а значит DIAVLI использует маркировку незаконно.
 
Одновременно с этим в моём распоряжении оказался скриншот ответа от представителя компании распространителю, который по моей просьбе сделал запрос по поводу маркировки. Как следует из этого ответа, сертификат «Голубой ангел» есть у компании, которая делает УПАКОВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ (то есть даже не салфетки). Правда это или нет — я не знаю, но даже если правда, даже если производитель упаковки сертифицирован по стандарту «Голубой ангел», это не даёт DIAVLI права размещать экомаркировку на упаковке.
 
Дело в том, что стандарт «Голубой ангел» предполагает оценку всего жизненного цикла продукта, это значит, что сам продукт (в этом случае салфетки) тоже должен быть сертифицирован. Разъяснения об этом есть на сайте сертифицирующего органа, где чётко прописаны правила использования знака.
 
Что же получается? А получается, что DIAVLI вводит потребителя в заблуждение, размещая маркировку «Голубого ангела» на упаковке, поскольку позволяет предположить, что сертифицирована сама продукция, а не упаковка.
 
Кроме того, компания, которая имеет право использовать маркировку «Голубой ангел», не должна «передавать» её какой-то другой компании — за такое можно лишиться маркировки.
 
Я обратилась за комментарием к Экологическому союзу — сертифицирующему органу, которому принадлежит экомаркировка «Листок жизни»:
 
«Экомаркировка I типа («Голубой ангел», «Листок жизни», «Северный лебедь» и другие) подразумевает проверку продуктов на базе анализа жизненного цикла: сырьё, производство, упаковка, транспортировка, хранение, эксплуатация, утилизация. Компания имеет право наносить экомаркировку на упаковку своего товара только после успешного прохождения комплексной проверки — сертификации, выдачи сертификата и разрешения на применение знака.
 
Если зайти на официальный сайт органа по сертификации и изучить информацию, мы увидим, что в реестре сертифицированной по стандарту на текстиль продукции упомянутые выше салфетки не значатся. Если в поиск по сайту вбить название производителя, указанное на упаковке, вы увидите, что такой компании в реестре нет. А значит, экомаркировка на продукции DIAVLI — гринвошинг.
 
Экологический союз сообщил о факте неправомерного использования экомаркировки в немецкий орган по сертификации, в отношении компании будут приняты меры". Не знаю, когда они будут приняты и во сколько этой обойдется DIAVLI, но однго знаю точно: продуктами этого бренда я больше пользоваться не буду. А еще перед тем, как приобрести продукцию неизвестной мне марки я буду проверять подлинность ее сертификатов. И периодически (думаю, раз в 2-3 месяца) мониторить ситуацию с сертификатами у марок, товарами которых я пользуюсь постоянно. Чтобы не попасть в такой просак, как в этот раз. Мне хватило)
 
Поэтому, друзья, мой вам совет: не спешите доставать кошелёк, когда вам пытаются что-то продать с приставкой эко-. Просите подтверждение экологичности продуктов — это должны быть экологические сертификаты, выданные международно признанными организациями. Выясняйте, почему компания незаконно использует (если использует) экологическую маркировку. Будьте бдительны, не позволяйте себя обмануть!

Вернуться к списку