Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии

За одной партой: первый день "солнечного ребенка" в обычной воронежской школе

Журналисты "Комсомолки" отправились с Ксюшей Богатыревой в первый класс

Героиней нашего сегодняшнего материала, посвященного 1 сентября, стала Ксюша Богатырева - девочка с синдромом Дауна, которая пошла в общеобразовательную школу и будет заниматься в классе с остальными детьми. В общем-то, это обычная история, но в действительности такие ситуации встречаются нечасто.

Закон давно провозгласил в нашей стране инклюзивное образование. Это означает, что дети с любым диагнозом имеют право ходить в простую школу. Однако в жизни возникает множество препятствий. В этом году в Воронеже всего два «солнечных» ребенка пошли в обычное учебное заведение. До этого на весь город было еще три человека...

Корреспонденты «КП» отправились на праздничную линейку вместе с Ксюшей, чтобы посмотреть, как начинается ее школьная жизнь.

Героиней нашего сегодняшнего материала, посвященного 1 сентября, стала Ксюша Богатырева - девочка с синдромом Дауна, которая пошла в общеобразовательную школу и будет заниматься в классе с остальными детьми. В общем-то, это обычная история, но в действительности такие ситуации встречаются нечасто.

Закон давно провозгласил в нашей стране инклюзивное образование. Это означает, что дети с любым диагнозом имеют право ходить в простую школу. Однако в жизни возникает множество препятствий. В этом году в Воронеже всего два «солнечных» ребенка пошли в обычное учебное заведение. До этого на весь город было еще три человека...

Корреспонденты «КП» отправились на праздничную линейку вместе с Ксюшей, чтобы посмотреть, как начинается ее школьная жизнь.

Когда мы приходим в гости, на часах семь утра, но Ксюша уже проснулась и вовсю готовится к школе. Девочка хорошо знает, как надо собираться: до этого она с трех лет ходила в детский сад, два года провела в подготовительной группе. Ее мама Яна рассказывает, что сначала в садике не обходилось без конфликтов: девочка не сразу разговорилась, поэтому могла подойти и молча потянуть ребенка играть, «обиженный» пускался в рев. Но вскоре Ксюша стала бойко болтать и коммуникация с другими детьми наладилась. По друзьям из садика девочка до сих пор скучает: семья недавно переехала в новую квартиру на улицу Новосибирскую, а новыми товарищами Ксения обзавестись пока не успела.

Чтобы сделать красивую прическу, на ночь Ксюше заплели мелкие косички: так волосы стали виться. Первоклашке надевают банты и школьную форму, которую такой непоседе очень тяжело не запачкать до выхода.

- Ксюша - гиперактивный ребенок, и требует к себе много внимания, - рассказывает бабушка Ирина Александровна, заплетая девочке волосы. - Пока у нее есть интерес к делу, она работает, а если станет скучно, может заняться своими делами.

Теоретически, в инклюзивном образовании в помощь учителю должны давать специального помощника - тьютора. Его задача - не просто следить за тем, все ли успевает подопечный, но и постоянно вовлекать его в общие занятия и игры на переменах. Но в российских школах это большая редкость. Яна объясняет, что первое время дочку на уроки будет сопровождать сама. По образованию она врач-педиатр и работает в «Парусе Надежды», но сейчас сидит дома с младшим сыном Марком. Хорошо, бабушка вышла на пенсию и помогает присмотреть за детьми.

Последний штрих - яркий ранец - и Ксюша готова к выходу. Забыв обуться, девочка бежит в ванну за большим букетом гладиолусов для своей первой учительницы.

Школа находится буквально в соседнем дворе. Всю дорогу Ксюша старательно поднимает ноги, чтобы не сбить носки новых туфель. От переизбытка энергии девочка немного пританцовывает и рассказывает стихи. Мама смеется, что это привычный способ передвижения по городу.

 

Ксюша будет учиться в школе № 97 в 1 «Д» классе. Туда приняли еще 26 первоклашек.

Благодаря хорошему опыту общения в садике на линейке девочка нимало не смущается в кругу сверстников. Родные беспокоились, сможет ли она выдержать почти часовую официальную часть, но Ксюше это удается.

После линейки учительница Елена Анатольевна Козлова ведет детей в класс. Там для них проводят первый в жизни урок, на котором рассказывают о регламенте работы и самых простых правилах безопасности. Ксюшу вызывают к доске, и она распределяет по ней зверей, которых встречал колобок в известной сказке. Первое испытание пройдено!

Уже завтра девочку и ее новых товарищей ждут три урока. Ксюша пока будет сидеть в классе с остальными детьми. Школа должна обеспечить ей еще и индивидуальные занятия. Если что-то не получится, всегда можно будет перевестись на надомное обучение. Однако это самый последний вариант, и все надеются, что такого не произойдет. В школе для девочки важны не столько успехи в учебе, сколько возможность постоянно находиться в социуме и получать навыки общения.

 

ОФИЦИАЛЬНО

«Школа должна создавать условия всем детям»

- В соответствии с действующим законодательством родитель имеет право выбирать школу, в которую будет ходить его ребенок, - рассказывает директор школы № 97 Ольга Бирюкова. - Кстати, сейчас близкие могут не сообщать ничего о диагнозе ребенка, это тайна. Со стороны школы вообще не стоит вопрос: быть или не быть, брать или не брать. Если ребенок пришел, мы должны создать все условия для его обучения. Вообще, наша школа участвует в эксперименте по инклюзивному образованию. Но делается это совсем не ради опыта: сначала пришли такие дети, и мы отталкивались от их потребностей. Сейчас у нас учатся десять ребят с различными диагнозами. Мы стараемся создать доступную среду: в прошлом году сделали пандус, расширили двери для колясочников, поставили особое программное обеспечение. Кроме того, обучаем педагогов, участвуем в различных семинарах. Я сама, завуч и психолог прошли в 2014-м курсы повышения квалификации в рамках инклюзивного образования. Считаю, что мы не делаем ничего сверхестественного, не совершаем подвиг. Просто выполняем свою работу и пытаемся на практике реализовывать принцип индивидуального подхода к каждому ребенку.

 

Источник http://m.nsk.kp.ru/daily/26426/3299554/

 

Вернуться к списку