Мы в соцсетях:
   

Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии

Я познаю мир

Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии

Умница. Красавица. Пишет книги

«Мы в нашем Центре ребят учим не только самостоятельности, но и этикету. Уметь вести себя в обществе. Не шуметь. Знать правила поведения в общественном транспорте. Мы ребят приучили, что они сильные и должны уступать место слабым старушкам, старичкам, женщинам с детьми и тяжелыми сумками. Как-то нам надо было поехать куда-то по делам. Сели в троллейбус.

Ребята сразу начали хватать старушек и сажать их на свои места. Даже стали искать, кого бы посадить. Что было с бабушками! Они ведь не привыкли к такому обращению к ним молодежи. Некоторые просто шлепались на места. Кто слезу пустил, кто в эйфорию впал. А одна из старушек полезла в атаку... «Это душевнобольные!» – кричит она. «Нет, – говорим мы, – мы душевноздоровые. Душевнобольные те, которые вам место не уступили». «Я не то хотела сказать»,  – шла напролом упрямая старушка. «Я хотела сказать, что они ничего не умеют делать». И набросилась на меня: «Вот ты, что умеешь делать?» Вижу, дело серьезное. Пора отстоять честь нашей «Лиги жизненной помощи умственно отсталым людям». Я ошарашила бабушку, сказав, что умею немного говорить по-английски, знаю компьютер, принтер, сканер, ксерокс.

Старушка слушала, слушала: «Да, голова моя уже дырявая... Я вот английский не знаю и компьютер вряд ли могу изучить, память плохая... Старость, ничего не поделаешь». Тогда я ей и говорю: «У вас свои проблемы, а у нас другие проблемы».


Это отрывок из книги 35-летней псковички  Ольги Чобур «Свет всем людям». Ольга не сказала старушке, что еще пишет стихи и играет на пианино. Ольга родилась с синдромом Дауна. У человека с синдромом Дауна есть одна лишняя хромосома, которая формирует специфический набор признаков. Откуда берется эта лишняя хромосома, ученые еще толком не знают. Ольгина мама – кандидат биологических наук Людмила  Астахова. Папа – известный ленинградский актер Вольдемар Чобур. 
 

МОЛИТВА 

Свой день Ольга начинает с молитвы,  в ней поминает всех людей, кто принимает участие в ее судьбе, потом слушает музыку, на ночь – сказки. Любимая – про Маугли.

Сейчас Ольга пишет свою вторую книгу.

– Мне нравятся волки, пантера, медведь и даже тигр, хоть он там и отрицательный персонаж, – делится Ольга. – Но, по-моему, отрицательный персонаж – человек. Животные убивают ради еды, а он ради забавы. В нас всех тоже есть частичка животного: спим, едим, гуляем, защищаем детей. Так зачем же убивать себе подобных? 

Нельзя рушить то, что создал Бог.

В социальных сетях Ольга не общается, боится, что может пострадать из-за своей доверчивости.
Пять дней в неделю Ольга работает в хозблоке производственно-интеграционных мастерских в Корытово. 

С удовольствием занимается в театральной студии на базе общественной организации «Я и Ты». 

– Мы показываем жизнь таких людей, как мы, – говорит о театре Оля. 

В прошлом году вместе с другими актерами Ольга съездила в Москву на международный  фестиваль особых театров. Псковичи там стали лауреатами. 

Ольга не отказывается сыграть на пианино, правда, прежде чем сесть за инструмент, предупреждает: «У меня несерьезный репертуар». 

«Несерьезный» репертуар включает в себя пьесы, баллады, песни любимого Владимира Высоцкого.
 

ПРО СЕМЬЮ

Отец умер, когда Ольге было всего два годика. Благо у нее всегда была возможность узнавать отца не только по маминым рассказам, но и смотреть фильмы с его участием. 
 

Вольдемар Чобур.

«Моя любовь» – самый любимый ее фильм, Ольга его часто пересматривает. 

Мама оставила научную карьеру и всю себя посвятила воспитанию, развитию дочери и защите интересов таких людей, как она. Благодаря маминым усилиям Ольга сейчас признана дееспособной и живет сама в своей квартире. 

Людмила Астахова.
 
В 1992 году мама непростого ребенка Людмила Астахова вместе с единомышленниками, другими родителями, воспитывающими детей с особенностями развития, создали в Петербурге «Лигу жизненной помощи». Людмила Григорьевна много сил отдала просвещению, постоянно доказывая, что такие люди, как Оля, имеют право на достойную жизнь и главное – они должны жить дома, а не в специальных интернатах. Затем Людмила Астахова основала общественный фонд «Интеграция». А в 2007 году, продав питерскую квартиру, переехала с Ольгой в Псков и продолжила работу в Центре лечебной педагогики. 

Почему Псков? Людмила Григорьевнане сомневалась, здесь дочка будет под защитой, за ней присмотрят и в случае необходимости помогут. В Пскове налажена уникальная система сопровождения людей с ментальными нарушениями.
 

БЕЗ МАМЫ

Ольгиной мамы не стало два года назад. 

– Мама умерла утром. Я положила голову ей на колени и очень долго так сидела, – вспоминает Ольга. 

– Я получила СМС от Оли: «Мама преставилась» – около семи вечера. А потом узнала, что Людмила Григорьевна умерла в 10 утра, – вспоминает исполнительный директор общественной организации «Равные возможности» Марьяна Соколова. Марьяна – одна из тех людей, кому доверила Ольгу ее мама. – Я говорю: «Олюша, почему же ты так долго ждала?!» А Оля отвечает: «Ну вы же заняты, у вас работа».

Ольга – человек очень деликатный. И старается не нагружать других людей своими проблемами. В быту она неплохо справляется сама. Поддерживает квартиру в чистоте, стирает, готовит, раз в два дня ходит за покупками, платит на почте за «коммуналку». Ольга живет на скромную пенсию около 10 тысяч рублей. Распределить бюджет и составить список необходимых покупок ей помогает социальный педагог Центра лечебной педагогики Валентина Бударина. Вместе с Олей они раскладывают деньги по конвертам. На одном крупными буквами пишут «Хозтовары», на другом – «Еда». Ольга составляет для себя меню, записывает в специальной тетрадке набор продуктов. Потом вклеивает в эту же тетрадку чеки.

Ольга хорошо справляется  с домашними делами.

– Я варю супы, готовлю второе с гарниром, нередко салатики, – перечисляет Оля. – Каша помогает похудеть. 

Для нас Оля красиво сервирует стол, наполняет  вазочки конфетами и печеньем. 
 

ЭКЗАМЕН ПО СТИРКЕ

Прежде чем начать жить самостоятельно, Ольга прошла специальный курс подготовки на учебной квартире под присмотром педагогов. Там она  в компании нескольких человек училась бытовым премудростям и даже сдавала экзамены. 

Ольга ходит за покупками раз в два дня.

– У ребят есть  студенческие билеты и зачетные книжки, – рассказывает Валентина Бударина. – А по окончании мы выдаем специальные свидетельства. 

У Оли такое свидетельство висит над кроватью. С экзаменами она успешно справилась. Хотя не упускает случая себя покритиковать. 

– Когда я сдавала экзамены, косяки, конечно, были, – говорит она. – Моя проблема–  невнимательность и неаккуратность. 

С планированием бюджета Ольге помогает Валентина Бударина.

В помощь Ольге в ее ванной комнате висит инструкция, как пользоваться стиральной машиной, а в туалете – как помыть унитаз. 

Несколько раз в месяц к Ольге заглядывают социальные педагоги – узнать, все ли в порядке. 
– Раньше я, конечно, надолго никогда одна не оставалась, – вспоминает Ольга. – Всегда приходила мама. Пришлось привыкать. Хорошо, что у меня есть Марьяна. 


Прежде чем познакомиться с Марьяной, Оля познакомилась с ее мамой – профессором Ириной Магомедовной Бгажноковой, автором обучающих программ для  детей с нарушениями интеллекта. 

– Моя мама посмотрела на Олю и сказала: «Умница. Красавица. Пусть пишет книги», – вспоминает Марьяна.


Сейчас Ольга пишет вторую книгу, где хочет подробнее рассказать о своих родственниках – родителях, бабушках, дедушках. 
 

МНЕНИЕ

  
Марьяна Соколова
Для таких людей, как Ольга, был бы уместен статус «частичная дееспособность». Но, увы, пока такого понятия в нашем законодательстве нет. 

– Мы надеемся, что этот норматив скоро появится, мы долго его лоббировали, – говорит Марьяна Соколова. – Сейчас готов очень хороший проект закона. Он широко обсуждался, прошел несколько согласований. Конечно, в чистом виде говорить об Ольгиной дееспособности, в каких-то юридических вопросах, в части защиты своих прав, не приходится. Здесь Оле нужна поддержка. И мы бы очень хотели иметь возможность прикрывать ее там, где это необходимо.

Если Олю признают ограниченно дееспособной, она сможет выбрать себе опекуна, который будет помогать ей в важных вопросах. 

Олины друзья надеются, что поправки к Гражданскому кодексу Госдума рассмотрит уже этой осенью. Тогда у многих людей с ментальными нарушениями появятся новые шансы на достойную жизнь. 
 

 

 

Приглашаем Вас на курсы немецкого языка.

Истоник информации http://pravdapskov.ru/

 

Вернуться к списку